Alex Zhang Hungtai &
Pavel Milyakov
«STYX»
(PSY X, 2020)

Наши авторы, Наталья Югринова и Юрий Виноградов, комментируют совместный альбом Павла Милякова и Алекса Чжана Хунтая.

Наталья Югринова:

Чтобы понять, чем так хорош совместный альбом Алекса Чжана Хунтая и Павла Милякова, нужно заглянуть в эпикриз творчества каждого из них. В своем основном и уже закрывшемся проекте Dirty Beaches Хунтай — еще десять лет назад — начинал со странного, потустороннего сайкобилли, как если бы группа Suicide стала издаваться на лейбле Not Not Fun, известном своей гипнотической меланхолией. Чем дальше, тем больше он отходил от линейных мелодий и пускался в дадаистские эксперименты со звуком: играл постпанк с фри-джазовым трио, эскапистский краут-рок со свободными импровизациями в группе Love Theme и даже засветился со своим саксофоном в одном из эпизодов нового сезона «Твин Пикс». 

Павел Миляков делал примерно то же, но отталкиваясь не от рока, а от электроники. Под именем buttechno он давно и прочно закрепился на мировой техно-сцене, в том числе взяв непременную «ачивку» — выступив на главной сцене легендарного берлинского клуба Berghain. Минимал-техно в его прочтении — парадоксальным образом богатое и разнообразное: в нем находят место индустриальные шумы, дроун и прочие эксперименты, которые обычно именуют термином leftfield techno. А еще в музыке Милякова много той же трансовой, кинематографической эстетики, что есть у Алекса Чжана Хунтая — отчетливее всего общие для них обоих настроения слышны на его альбоме «Ялта» для лейбла «ГОСТ ЗВУК» (2016).

Поэтому коллаборация двух музыкантов кажется вещью не только органичной, но даже само собой разумеющейся: пусть говорят они на разных языках, но об одном и том же. По той же причине на «STYX» они так здорово дополняют и усиливают друг друга. Хунтай со своим пронзительным саксофоном — которым он действительно владеет слабо, чего совершенно не стесняется; в этой музыке важен процесс звукоизвлечения, а не техника игры — вносит нужную мягкость, выразительность, где требуется — накал страстей. Миляков обеспечивает глубину текстур и создает какой-то невероятный обволакивающий звук. Что интересно, у двух музыкантов, неравнодушных к мрачным материям, альбом получился удивительно светлый — даром что назван в честь реки, через которую перевозят мертвецов в ад. Да, на «why do I» и «zarya» испытываешь почти священный трепет, но в целом «STYX» — не про первобытный ужас, не про смерть, не про ритуальную импровизацию на похоронах. А про то, что даже во время жутковатой, на первый взгляд, переправы (а как еще назвать 2020-й?) вообще-то можно хотя бы любоваться окружающими пейзажами.

Юрий Виноградов:

Электронный музыкант и саундпродюсер Павел Миляков, известный под псевдонимом buttechno, выпустил в конце октября дистанционную коллаборацию «STYX» с тайваньским музыкантом Алексом Чжаном Хунтаем. Чжан Хунтай играет на саксофоне и фортепиано, а Миляков отвечает за всё остальное — гитару, орган, полевые записи и электронику.

В аннотации к альбому говорится, что запись «сплетает акустические инструменты, такие как гитара, саксофон, орган, с голосом и полевыми записями, препарируя и видоизменяя их, чтобы создать непредсказуемо блуждающие звуковые пейзажи». Действительно, soundscape — самая подходящая характеристика для этой работы; впрочем, музыкальные ландшафты намечены скупо, без детализации — всего несколькими цветами и линиями. Алекс Чжан Хунтай мягко играет на саксофоне не слишком сложные мелодии и паттерны. Электронный дроун, гармоничный гул, который создает Павел Миляков, достаточно прост, статичен и лишен мелких флуктуаций. Его текстуры обрамляют саксофон Чжана Хунтая, который будто бы священнодействует — столь скуп и многозначителен каждый его музыкальный жест.

Эту запись трудно отнести к джазу даже в самом широком понимании, но она заставляет вспомнить гораздо более древнюю, чем джаз, импровизационную традицию, — индийскую рагу. Электронный гул напоминает резонирующие струны ситара — звук, с которого часто начинаются длинные и полные чудес музыкальные путешествия раги. При этом саксофон не играет в свойственных индийской музыке ладах. Даже в предпоследнем треке «m-3», который вызывает в памяти раннеевропейскую модальную музыку, саксофон, раскрываясь наиболее полно, всё-таки воздерживается от ритмогармонически богатых узоров, а предпочитает им лирику минималистичных мелодий. Кажется, именно так рага должна звучать в эпоху глобализации, и с этой точки зрения «STYX» можно описать емким и не слишком конкретным понятием new age.

Однако музыка Милякова и Чжана Хунтая достаточно разнообразна — от знойного солнца и хвалебных мантр в треке «why do I» до медитативных покачиваний и скованных движений средневекового танца «m-3»; от тревоги и напряженности «zarya» до разреженных, колких ритмов «cycle-3». Одна греза сменяет другую, и каждая из этих миниатюр раскрывает новый музыкальный образ.

Альбом «STYX» не является откровением и, на мой взгляд, не обладает какими-то выдающимися музыкальными достоинствами, но способен доставить удовольствие. Вероятно, он затерялся бы среди другой, кричаще виртуозной музыки, но благодаря определенной известности buttechno и проекта Чжана Хунтая Dirty Beaches попадает в зону внимания рецензентов и слушателей. Как бы то ни было, эта музыка — иногда сосредоточенная, иногда расслабленная, иногда неряшливая, но всегда деликатная и не лишенная очарования — заслуживает внимания и может оказаться отличным саундтреком для рассеянного серфинга в интернете или прогулок.

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии