Этой весной в свет вышла запись концерта Элис Колтрейн в Карнеги-холле — релиз, который заставляет вспомнить о феномене Колтрейн и ее, пожалуй, самом известном произведении — альбоме «Journey in Satchidananda». Концерт состоялся 21 февраля 1971 года, через неделю после выхода «Journey in Satchidananda», и в тот вечер на сцене вместе с Элис, игравшей на арфе и клавишных, были ключевые участники записи: саксофонист Фэроу Сандерс, басисты Сесил Макби и Чарли Хейден, Тулси Рейнолдз с экзотической индийской тамбурой. Место Рашида Али за ударной установкой на концерте занимали Эд Блэкуэлл и Клиффорд Джарвис. Также к группе присоединился еще один старый друг и соратник Джона Колтрейна, саксофонист Арчи Шепп.
На новом, теперь полном издании концерта (раньше в виде бутлега выходила только «Africa») звучат четыре композиции, а общий хронометраж записи — 80 минут. В альбом вошли две ключевые вещи с «Journey in Satchidananda» — титульный номер и «Shiva-Loka», а также два произведения, принадлежащие перу Джона Колтрейна, — «Leo» и «Africa». «Leo» была записана им за год до смерти и впервые вышла только в 1974-м на посмертном альбоме «Interstellar Space». «Africa» увидела свет в 1961 году на пластинке «Africa/Brass», которая считается главным спиричуэл-шедевром Джона Колтрейна.
Концертные версии «Shiva-Loca» и «Journey in Satchidananda» предсказуемо оказываются вдвое длиннее студийных версий и станут превосходным дополнением к альбомным вариантам этих спиричуэл-джазовых шедевров, пропитанных индуистской традицией. Пересказывать сюжет концертных версий не имеет смысла — состав исполнителей и материал говорят сами за себя. Те, кто услышит эти вещи впервые, непременно захотят сравнить их со студийным альбомом.
«Путешествие…» стало визитной карточкой Элис Колтрейн, поворотным моментом в ее сольной карьере, хотя альбом был лишь одной из целой череды выдающихся записей, сделанных ею после смерти мужа. Когда Джона не стало, Элис осталась одна с четырьмя детьми, и современники удивлялись, как ее хватало на то, чтобы создавать музыку. Именно тогда она впервые стала играть на арфе. Рассказывают, что Джон купил этот инструмент для Элис незадолго до своей смерти. Элис превратила горе во вдохновение и в период с 1968-го по 1972-й выпускала по альбому в год, но именно на «Journey in Satchidananda» звучит «Something About John Coltrane» — концентрированное горе, выраженное в музыке, где клавишные Элис и саксофон Фэроу Сэндерса, звучащие выразительнее человеческих слез и криков, растворяются в бесконечной высшей любви. На концерте в Карнеги-холле эта вещь не прозвучала, но зато была исполнена «Africa», которая превратилась в 28-минутный гипнотический фри-джазовый трип, сыгранный на разрыв аорты.
К слову, сборы от концерта шли на счет Института йоги Свами Сатчидананды, тогдашнего духовного наставника Элис, знаменитого «гуру из Вудстока», с чьей громогласной проповеди начался двумя годами ранее главный фестиваль поколения хиппи. Именно Свами посвящен альбом «Journey in Satchidananda», который Элис сочинила в ожидании поездки к своему учителю в Индию.
Для поклонников Джона Колтрейна его жена Элис неоднозначна. Есть те, кто склонен воспринимать ее так же, как многие поклонники The Beatles воспринимают Йоко Оно. Слишком сильным был творческий поворот Колтрейна в последние годы его жизни, и многие видят в этом прежде всего влияние Элис, ее религиозных и мировоззренческих поисков. Для кого-то она ассоциируется в первую очередь с восточной мистикой, которая с годами приобрела карикатурные черты, и Элис предстает в образе вдовы гениального музыканта, которая в красочных одеяниях восседает во главе ашрама и перекладывает на джазовый манер индуистские мантры. Надо сказать, что в какой-то момент так и было. В 2017 году вышел альбом «The Ecstatic Music of Alice Coltrane Turiyasangitananda» — сборник из десяти редких композиций Элис, записанных в ее религиозном центре в 80-е и 90-е годы, когда она максимально далеко отошла от джаза. Но в 1971-м Элис Колтрейн играла джаз, и то, как она это делала, задает правила до сих пор.
Слушать на Spotify