Evgeny Pobozhiy Orchestra
«Stream»
(self-released, 2024)

Сооснователь «Джазиста» Лев Боровков и наш постоянный автор Юрий Виноградов рассказывают о новом альбоме гитариста Евгения Побожего — участника Московского джазового оркестра и яркого бэндлидера, который достоин самого пристального внимания.

Лев Боровков:

«Stream» — второй альбом Евгения Побожего, и он не только не уступает дебютному «Elements for Peace» (2022), но даже превосходит его амбициозностью замысла и воплощения. Побожий расширяет состав коллектива и стилистические рамки: укореняясь в джазовой идиоматике, материал альбома плотно смыкается с прог-роком и академической музыкой. Почерк Евгения как композитора и бэндлидера вполне узнаваем: ритмические виражи, непредсказуемая, но при этом логичная гармония, особое внимание к мелодии, высокий заряд адреналина, запредельная виртуозность (не в ущерб смыслу) и бойкие импровизации солистов.

Если для записи «Elements for Peace» Побожий собрал звезд американского джаза, которые, несмотря на весь свой профессионализм, были всё-таки временными наймитами, то здесь он окружил себя давними друзьями и единомышленниками, с которыми, что называется, дышит в унисон. Состав незаурядный: костяк группы — это басист Антон Давидянц, саксофонисты Антон Чекуров и Артём Баденко, барабанщик Герго Борлай, к которым присоединяется струнный квартет — Анна Ракита (первая скрипка, соавтор пьесы «Calumet» и автор аранжировок для квартета), Андрей Рухадзе (вторая скрипка), Иван Саенко (альт) и Пётр Каретников (виолончель). Автором оркестровых эпизодов и дирижером в титульной пьесе выступил известный композитор Александр Розенблатт, а партии клавишных «Spero Lucem» сыграл Томаш Бура.

Новый альбом вполне можно считать творческой удачей Евгения. «Stream» и драматургически ладно скроен, и стилистически крепко сшит.

Юрий Виноградов:

Действительно, новый альбом гитариста Евгения Побожего амбициозен. Но амбиции здесь полностью обоснованы техническими и креативными возможностями музыкантов. Кажется, они хотели записать музыку высшего регистра, в которой содержание и техническое исполнение достигают апогея, — и это им удалось. Виртуозность здесь не кажется упражнением в технике — она органична и приводит к музыкальным результатам.

Музыканты не мельчат в деталях, играют размашисто и достаточно свободно, оставаясь, впрочем, строго в рамках ритма. А ритм на этом альбоме — сам по себе важный персонаж, без которого была бы невозможна музыкальная драма.

Аранжировки, которые для струнного квартета написала первая скрипка Анна Ракита, полнокровны и изящны, они углубляют звучание коллектива. Расширение камерного джазового состава до оркестра пошло музыке только на пользу: звук стал богаче, струнные добавляют акцентов и атмосферы, не перетягивая одеяло на себя и не превращая музыку в «третье течение». Струнный квартет добавляет игру света и тени в изначально монохромные аранжировки.

Пьесы Побожего достаточно подвижны, в них много быстрых партий, но музыка не суетлива — в ней слышится уверенность. От экстатического вступления ударных в энергичной и на свой лад воинственной композиции «In the Jungle» до элегической, но при этом стремительной «Spero Lucem» (как облачка бегут по небу!) музыканты будто бы играют одну и ту же пьесу, которая рассматривает с разных ракурсов жизненный поток, где всё течет и ничто не пребывает вовеки.


Слушать на Bandcamp | Яндекс.Музыка | YouTube | YouTube Music | Spotify

Об авторе

Jazzist

Редакция.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии