Alon Farber Hagiga «Reflecting on Freedom» (Origin, 2021) | Джазист | Рецензии

Alon Farber Hagiga
«Reflecting on Freedom»
(Origin, 2021)

Израильское комбо под руководством саксофониста Алона Фарбера отмечает в этом году ни много ни мало двадцатилетний юбилей. В 2018-м, после выпуска третьего альбома группы, из состава ушел один из двух основателей, барабанщик Дани Бенедикт. Четвертый диск секстета Фарбер выпускает уже в качестве единственного лидера, хотя музыку по-прежнему пишет не в одиночку: пара треков предложены тромбонистом Одедом Меиром, еще пара заимствована у израильского композитора Матти Каспи и — несколько внезапно — у марокканского народа в целом (да, разумеется, речь о фольклорном материале). Принцип «с миру по нитке» при подборе материала используется сознательно: само название коллектива означает на иврите что-то вроде «праздничное приношение», и коллектив утверждает, что он именно празднует, жизнеутверждает своей музыкой всё многообразие культуры современного Израиля. Отсюда и внимание к творчеству земляков, и марокканские корни, и не подкрепленные формальным авторством, но вполне слышные в музыке бразильские мотивы, универсальная восточноевропейская горько-сладкая грусть и тот самый неуловимый оттенок, который и заставлял ненавистников джаза характеризовать его как музыку одновременно «негров и евреев».

Фарбер и его товарищи делают с джазом, пожалуй, главное, что с ним вообще имеет смысл делать сегодня, если хочешь играть именно джаз, а не какие-то новые его экспериментальные формы. Они блестяще сохраняют старомодный, сложный, но всё еще отчетливо свингующий дух шестидесятых (может быть, начала семидесятых), когда джаз как таковой уже начал разваливаться на взаимоотрицающие направления, но когда было еще не поздно его спасать в том самом каноническом виде. Эта в хорошем смысле старомодность прослеживается буквально во всем: и в иронически чуть нестройном звучании ансамбля, и в умышленно чуть сыроватой звукорежиссуре, и в нарочито чуть выпуклых аранжировках. Даже, собственно, в названиях: «Reflecting on Freedom» дает явную отсылку к «Freedom Jazz Dance» Эдди Харриса, которая частично использована в «сдвоенной» титульной композиции. От этой музыки веет неистовым и яростным Чарльзом Мингусом, от соло Фарбера на сопрано-саксофоне отдает Джоном Колтрейном его новаторского, но еще не радикального периода. Одед Меир, прекрасный и изобретательный солист, напоминает о тех временах, когда тромбонист мог быть одновременно и аккомпаниатором, участником духовой пачки, и полноценным солистом, в соло которого есть не только концепция, но и чисто джазовая, свингующая, синкопирующая беглость.

Как, играя в стиле шестидесятых, не выглядеть ни консерваторами, ни реставраторами, ни, в конце концов, просто не понимающими сегодняшний контекст музыкантами с периферии? Да очень просто: через искренность и талант, через глубинное понимание того, что внутри абсолютно любой стилистики все еще можно наворотить и новых идей, и динамического разнообразия. Взять пьесу Фарбера под выдающимся названием «More Monkeys, Please». Начав с развесистого фортепианного вступления Эдена Гиата, коллектив вроде бы уходит чуть ли не в суховатую камерную музыку, но незаметно, органично и классно рассвинговывает ее в неторопливую балладу, прямо-таки дышащую самой сутью джазовой музыки, с многослойными мелодическими наложениями от Фарбера, Меира и третьего духовика — тенориста, флейтиста и кларнетиста Йехонатана Коэна. Когда Коэн уходит в соло, полное осмысленно грязных нот и «срывов» на высоких клапанах, аккомпанемент ритм-секции вновь вызывает ассоциации с классиками — ни дать ни взять, это Маккой Тайнер, Джимми Гаррисон и Элвин Джонс, а не Эден Гиат, Ассаф Хакими и Рой Олиель, соответственно. Но тем альбом и примечателен, что в той же самой пьесе, в очередной ее части, та же самая команда самым естественным образом сместится в стилистике, и эти ассоциации так же естественно пропадут. Эти музыканты находятся в среде, в которой им полностью комфортно; это их среда, их родной язык.

Нельзя не упомянуть гостей записи — прекрасного перкуссиониста Рони Иврина и вокалистку Сараи Зак-Леви. Именно женский вокал дотягивает этот альбом от просто хорошего до отличного: спев всего в трех пьесах, Сараи наносит по слушателю три мастерских и очень разных по типу безответных удара, совершенно влюбляя в себя при кажущемся несоответствии тому самому хрестоматийному джазу, о котором уже сказано. В стартовой «Israeli Song» (собственно, альбом открывается вокализом, который лишь чуть поддерживается в первые секунды скупыми фортепианными аккордами) Сараи сразу пленяет своим негромким, «самодельным» голосом, неотразимой легкой хрипотцой поверх вполне свободного прохода по октавам, светлой печалью, красивой неброской мелодией. Очень характерно, что вылупляется из этой кажущейся кинематографической пасторали совершенно колтрейновское (да-да, опять), гнусаво-бескомпромиссное соло Фарбера на сопрано-саксофоне, а за ним — такой же бескомпромиссный выплеск тромбониста Меира в сопровождении одних лишь ударных. Это сам по себе великолепный пример смешивания стилистик; то самое «многообразие культуры». Но будет еще «Theme for Michal», построенная на босса-нове, в которой вокализ Зак-Леви откроется совершенно с другой стороны, напомнив сразу о незабвенной Аструд Жилберту и о ностальгических советских эстрадных шедеврах в стилистике «Оттепели» Валерия Тодоровского. А ближе к концу прозвучит и «You’ll See the Way», та самая пьеса Матти Каспи, аранжированная в неторопливой припрыжке, где Сараи впервые споет текст со словами. И он вновь — вновь по-иному — неотразим, особенно непередаваемым и столь характерным для иврита «полузвуком» где-то между «г», «х», «р».

Зак-Леви приносит в альбом то, что современные вокалистки, подпорченные универсальными и широкодоступными «школами профессионального пения», на глазах разучиваются делать: она поет настолько свободно, естественно и «неправильно», что ей мгновенно и во всей полноте веришь. Ансамбль, который встает за ней, раскрывается, может быть, не столь же мгновенно и однозначно, но в том же самом ключе. Прекрасная, убедительная работа, обертона и вкусовые нотки в которой можно отыскивать при каждом новом прослушивании.


Слушать на BandcampApple Music | YouTube Music | Deezer

Об авторе

Юрий Льноградский

Журналист и организатор концертов, специализирующийся в основном на современной авторской импровизационной музыке — от авангарда до джаз-рока.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии