Anna Koroleva
«Antigravity»
(Jazzist, 2021)

Анна Королёва — из тех артистов, которые пробуют всё, причем так, что не возникает ощущения перенасыщенности, избыточности. Похоже, практически на любой территории Королёва чувствует себя в своей тарелке и выглядит, как будто не зашла ненадолго, а всегда там находилась. В самом деле, чего только не было в ее творчестве — и фанк, и эксперименты с электроникой, и исследования этнической музыки, и многочастные сюиты с заходом в условную классику. Пожалуй, особенно радикальным в этом смысле был ее теперь уже предпоследний альбом, «Ocean Inside» 2019 года, где Королёва, которую мы знаем прежде всего как саксофонистку, вообще не использует свой основной инструмент, а уверенно переключается на рояль, да еще совмещает тонкий, глубокий, самобытный фортепианный джаз с песнями русского Севера!

На своем новом альбоме «Antigravity», который для нового московского лейбла Jazzist стал вторым в каталоге, Королёва возвращается не только к саксофону, но и к вроде бы самому что ни на есть мейнстриму. Стандартный квартет, узнаваемые ходы, поочередные соло саксофона, рояля (Антон Баронин), реже контрабаса (Дарья Чернакова). Есть обязательная баллада («Feeling of Autumn»), причем на классическом третьем месте. Есть легкий намек на Латинскую Америку («Aqua de Coco» с легкой, порхающей игрой барабанщика Вартана Бабаяна; кстати, Чернакова и Бабаян работали с Королёвой и на предыдущем, «фортепианном» альбоме).

Но Королёва остается собой и здесь, в этом, казалось бы, насквозь понятном и предсказуемом пространстве. Просто если в предыдущих работах ее энергия била через край, разные идеи сменяли друг друга порой с головокружительной скоростью, то на «Antigravity» саксофонистка меняет тактику. Ее игра всё равно не обходится без сюрпризов, но возникают они незаметно, то тут, то там, Королёва словно походя роняет их, и эти сюрпризы еще нужно расслушать. (Не говоря о том, что нынешний поворот Анны к мейнстриму — сам по себе сюрприз.)

Многое на «Antigravity» строится на контрастах. Например, в первой же композиции «Meet Today» после слаженной унисонной игры саксофона и рояля Королёва в своем соло вдруг как будто нарочито вываливается из гармонической сетки. Это вызывает даже легкий дискомфорт — как если бы где-то что-то не настроили, а может быть, вообще приписали дорожку из другой записи. Потом всё устаканивается и заканчивается неожиданным затуханием. Антон Баронин выступает в роли антагониста Королёвой: там, где она пытается выйти за очерченные пределы, он играет подчеркнуто спокойно, и наоборот — где саксофон лиричен, рояль позволяет себе существенно больше смелости. Есть и совсем мелкие находки, как, например, финальный такт композиции «14», когда после рваных эскапад саксофона они вместе с роялем приходят в тонический аккорд, или нетипичное для постбопа затухание в финале «Aqua de Coco».

Сюрпризов полна заглавная композиция, «Antigravity», предпоследний номер альбома: структура у нее всё та же, привычная, с последовательностью соло, но и саксофон, и рояль позволяют себе такие ходы, что кажется, будто их записали нотами заранее и договорились раскидать по разным местам внутри импровизации. Отдельно радует финал, где за обыгрыванием повторяющегося нисходящего хода наступает небольшой хаос, но затем всё выравнивается.

Заключительная пьеса, «Moon Man», — одна из тех немногих на альбоме, которые вроде бы не таят в себе никаких загадок и сюрпризов. Ценность этой спокойной, размеренной композиции в другом: она в каком-то смысле становится связующим звеном между прошлым опытом Королёвой и нынешним, поскольку фортепианную версию этой пьесы можно услышать на предыдущем альбоме Анны.

Напоследок отметим крайне удачное название альбома — Королеву отличает именно что отсутствие гравитации, полет, склонность перемещаться в другие миры. Не менее удачна и обложка: созданный Виктором Меламедом образ саксофонистки, парящей в воздухе вверх ногами, можно поставить в один ряд с бессмертным силуэтом Майлза Дэвиса, впервые появившимся на обложке «Sketches of Spain».


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Григорий Дурново

В свободное время — джазовый обозреватель.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии