Новый альбом итальянского контрабасиста Аттильо Дзанки — признание в любви к творчеству его великого коллеги Чарльза Мингуса. Колоссальное наследие Мингуса в последние годы часто оказывается в центре внимания. Особенно много о нем говорили два года назад, когда джазовое сообщество отмечало столетие со дня рождения великого контрабасиста. Как бы то ни было, обращаться к сочинениям Мингуса после его смерти, очевидно, оказывается куда приятнее, чем при его жизни: гениальный музыкант был сложным человеком, которого за вспыльчивый нрав и бескомпромиссный характер часто называли «the angry man of jazz» — разгневанным человеком в джазе.
Аттильо Дзанки давно заслужил право записывать трибьюты кому угодно. Он сам считается живым классиком итальянской джазовой сцены: на его счету полувековая карьера и свыше полутора сотен студийных работ. Он играл с Сэмом Риверсом, Ли Коницем, Гэри Бёртоном, Эдом Блэкуоллом, Тони Скоттом, Нана Васконселосом и десятками других. Дзанки также давно и активно преподает в ведущих джазовых университетах Европы. Он написал несколько учебников по теории джаза и ряд методичек по технике игры и импровизации на контрабасе. Словом, перед нами человек, чье имя стало синонимом высокого мастерства и глубокого понимания традиций жанра.
Любовь к музыке Чарльза Мингуса, по признанию самого Дзанки, сопровождает его на протяжении всей карьеры. Еще в середине 2000-х он основал ансамбль, который исполнял музыку Мингуса, то есть путь к полноценному альбому-трибьюту занял у него как минимум двадцать лет. Рокко Пандьани, идеолог и продюсер лейбла Mono Jazz, на котором вышел «Mingus Portrait», изначально отнесся к идее подобного альбома скептически. Тогда Дзанки повел себя почти так же эксцентрично, как его кумир: он организовал специальное выступление своей группы в Милане, пригласив туда и Пандьани. Сработало это лучше любых словесных доводов — публика была в экстазе. Бурная реакция зрителей убедила продюсера в необходимости релиза.
В составе группы, помимо самого Аттильо Дзанки, участвуют опытнейшие музыканты: Массимо Коломбо на фортепиано, Тино Траканна на саксофоне, Джанни Адзали и на саксофоне и флейте, Томми Брадашо на ударных, а также два восходящих таланта итальянской сцены и недавние ученики Дзанки — тромбонист Андреа Андреоли и трубач Даниэле Ночелла. Команда работает сплоченно и чутко следует идеям своего наставника, позволяя тому развернуть свое личное высказывание так, как он пожелает.
Для Дзанки альбом-посвящение Чарльзу Мингусу, которого он без сомнений называет одним из величайших джазменов всех времен, — это не просто дань уважения конкретному музыканту. Мингус и его творчество, по словам итальянца, можно считать своеобразным путеводителем по истории джаза. Это энциклопедия жанра в миниатюре, которая за десятилетия со времени смерти Мингуса не только не потеряла своей актуальности, но и продолжает дарить новые откровения, вдохновляя музыкантов и слушателей даже в XXI веке.
«Mingus Portrait» — это весь джаз XX века в одном альбоме, где традиции и новаторство, классическое и современное, диксиленд и фри-джаз, постбоп и третье течение переплетаются между собой. Для Дзанки именно Мингус становится той фигурой, которая объединяет все эти направления в нечто целостное. «Сейчас мне уже за семьдесят, и если бы я должен был записать последний альбом, то я бы хотел, чтобы он был посвящен Мингусу», — признается итальянец. «Портрет Мингуса» для него — это целая галерея живых образов или, если угодно, разные способы «быть Мингусом».
Альбом открывается танцевальной композицией «Boogie Stop Shuffle», одной из самых известных работ Мингуса, которая вошла в его канонический альбом 1959 года «Mingus Ah Um». Итальянцы доводят иступленный свинг оригинала до предела, и композиция звучит так, словно над классическим шедевром поработал умелый реставратор — полотно, потускневшее от времени, вновь заиграло яркими красками. Кстати, о реставраторах: к «Mingus Portrait» прилагается пластинка с ремиксами от DJ Farrapo, одной из главных фигур итальянской эйсид-джазовой сцены. Он создал танцевальные версии нескольких композиций, включая «Boogie Stop Shuffle». Однако интерпретация Дзанки и его группы звучит так убедительно, что дополнительная электроника оказывается необязательной.
Следующим штрихом к портрету становится еще одна композиция с «Mingus Ah Um» — блюзовая «Jelly Roll». По ней хорошо понятно, насколько уважительно и вместе с тем уверенно Дзанки работает с оригиналом. Духовая секция, доводящая «пьяный» мажор до атмосферы подпольного кабака, звучит во всей красе. Особого внимания заслуживает соло на фортепиано Массимо Коломбо и его взаимодействие с контрабасом Дзанки (эти музыканты играют вместе уже несколько десятилетий). Вообще, отдельное удовольствие — именно слушать новые трактовки и тут же сравнивать их с оригиналами Мингуса.
«Better Git It in Your Soul», еще одна композиция с альбома «Mingus Ah Um», в прочтении Джазнки — настоящий джазовый спиричуэл: энергичное празднование, напоминающее веселую церковную госпел-службу с танцами и хоровым пением. Также на альбоме можно услышать версии классических антирасистских заявлений Мингуса — «Fables of Faubus» и «Remember Rockefeller at Attica». Первая из них, высмеивающая образ расиста-южанина, снова строится вокруг задорного свинга духовой секции, создавая музыкальную карикатуру. Вторая, особенно если не знать ее трагическую историю, звучит как расслабленный и умиротворяющий постбоп с великолепными соло трубы и фортепиано.
Когда Мингуса спрашивали, какая музыка оказала на него наибольшее влияние, он неизменно называл Дюка Эллингтона и христианские спиричуэлы, которые пел в детстве в церковном хоре. Эту тему Дзанки исследует и в «Mingus Portrait»: одним из ключевых моментов становится исполнение поздней композиции Мингуса «For Harry Carney». Эта вещь посвящена саксофонисту Гарри Карни, многолетнему соратнику Дюка Эллингтона, который не смог пережить смерть своего патрона и ушел из жизни всего через четыре месяца после него. Композицию написал Сай Джонсон, клавишник Мингуса в то время, а на оригинальном альбоме ее исполнил Дон Пуллен.
Новая версия — это мрачный джазовый нуар с выразительным вступлением на контрабасе, который, как и в оригинале у Мингуса, постепенно отходит на задний план. Ударные здесь сведены к минимуму — практически только щетки, а основную мелодию неожиданно ведет флейта Джанни Адзали, сопровождаемая саксофоном и трубой. Задумчивое блюзовое настроение «For Harry Carney» логично продолжается в двух авторских композициях Дзанки — «Mingus Portrait» и треке «Sound of Love», который завершает альбом на глубокой эмоциональной ноте.
Чарльз Мингус считается одним из величайших басистов XX века. Четыре года назад журнал Rolling Stone поставил его на второе место в своем списке лучших басистов всех времен (первое занял штатный музыкант студии Motown Джеймс Джеймерсон). Известно высказывание Мингуса: «В своей музыке я пытаюсь правдиво выразить себя. И это сложно, потому что я постоянно меняюсь». Передать творческую многогранность Мингуса, который искал себя в разных музыкальных стилях, было одной из целей этого альбома. Так получилось, что на пути к этой цели Аттильо Дзанки и его команда создали классный альбом мейнстримового джаза — добротного, основательного и красиво сыгранного. Он полон зрелости, глубокого понимания жанра, безупречного исполнения, небанальных аранжировок. Если вы устали от новоджазовых экспериментов и хотите чего-то старого-доброго, эта работа вам точно понравится.
Слушать на Apple Music | Spotify | Bandcamp | YouTube | Yandex Music