Art Baden
«How Much of It Is Real»
(Rainy Days, 2024)

Новый релиз уже пару лет базирующегося в Тель-Авиве лейбла Rainy Days Records может удивить непосвященного. В самом деле: лейбл позиционирует свою деятельность как продвижение новых совместных работ российских джазовых музыкантов с их зарубежными коллегами. На обложке же альбома «How Much of It Is Real» значится совсем не по-русски звучащее имя: Арт Бэйден. Но вот тут я как раз могу отнести себя в разряд посвященных: мне уже доводилось слышать Арта на двух альбомах нью-йоркского басиста и композитора Никоса Хадзицакоса «Tiny Big Band» и «Tiny Big Band 2», и я уже знаю, что так стал именовать себя в Штатах российский музыкант Артём Баденко. Вот, правда, авторские работы Арта-Артёма мне, как и всем любителям джаза, ранее не встречались, да и встретиться не могли: «How Much of It Is Real» — дебютный альбом музыканта. Естественно, это логичный повод рассказать о нем подробнее.

Артём родился в Ростове-на-Дону, городе с прекрасными джазовыми традициями. В семье никто музыкой не занимался, однако уже в четыре года его начали учить игре на фортепиано, а в десять он открыл для себя саксофон. С семнадцати лет Артём ведет полностью самостоятельную жизнь. В этом возрасте он получил стипендию для обучения в Консерватории принца Клауса в Гронингене (Нидерланды), а годом позже — полную стипендию на учебу в бостонском Бёркли. После переезда в Штаты степень магистра он получил уже в калифорнийском Институте джаза имени Херби Хэнкока в Лос-Анджелесе в 2023 году, хотя живет в данное время в Нью-Йорке. Арт играет на саксофоне, бас-кларнете и флейте, образцом для себя считает Уэйна Шортера, а его педагогами в разное время были Джордж Гарцоне, Херби Хэнкок, Ральф Питерсон и известнейший вибрафонист Джо Локк, ставший для Арта не только учителем, но и другом.

Именно его, а также двух других больших мастеров — басиста Джея Андерсона и ударника Джеффа «Тэйна» Уоттса — Артём пригласил к участию в записи своего дебютного альбома. Одну из композиций альбома сочинил Локк, остальные шесть написал и аранжировал Арт Бэйден. Обо всех своих партнерах по проекту Арт говорит с огромным пиететом, особенно про Локка: «Помимо его неоценимого музыкального вклада, я глубоко ценю дружбу с Джо и его преданность музыке. Его помощь и поддержка на протяжении многих лет сделали этот альбом возможным. Его целеустремленность, честность и искренность трудно переоценить».

Откровенно говоря, мне показалось, что Арт, лидер и основной солист, даже чуть-чуть комплексует перед своими именитыми партнерами, сознательно сужая поле собственных сольных партий в пользу большего пространства для их импровизаций. Впрочем, это придает особое своеобразие саунду квартета. Стилистически музыка «How Much of It Is Real» — это вполне современный джаз, основанный на необоповых идиомах. Каждая из композиций тщательно проработана. Скажем, название стартовой пьесы «4th Cycle» связано с тем, что в окончательной записи осталась только четвертая, полностью переосмысленная версия композиции.

Особо надо сказать о тех внемузыкальных, скорее философских идеях, которые Бэйден вложил в свои сочинения. Большой поклонник компьютерных игр, одну из пьес он назвал «Chaotic Neutral» по ролевой характеристике одного из персонажей игры «Подземелья и драконы», который равно удален от добра и зла и живет, подчиняясь собственной логике. Таких людей в мире, как считает Арт, очень много. Антитеза такому характеру дана в следующей композиции «Real People», посвященной людям неравнодушным, активно стоящим на стороне истинных ценностей. Эту пьесу Арт посвятил своему кумиру — Уэйну Шортеру. По словам Баденко, «Уэйн был примером того, как быть настоящим, и он был создателем своей собственной “игры”». В этом пояснении есть и ключик к разгадке названия альбома в целом — большой и серьезной работы, совсем не похожей на робкий дебют.


Слушать на Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии