«Expectations» — новый альбом саксофониста Азата Баязитова, изданный в самом конце 2023 года. Музыкант выпустил его самостоятельно, без поддержки какого-либо лейбла, и пока работа прошла почти незамеченной, что ужасно несправедливо для такой сильной записи.
Для Баязитова, уроженца Казани и выпускника Гнесинки, это уже третий сольный альбом. Его предыдущая долгоиграющая запись «The Doors Are Open» относится к нью-йоркскому периоду музыкальной карьеры Азата, который после длительной работы в России в составе оркестра Игоря Бутмана и дебютной записи «If You Still Trust» решил набираться опыта за океаном. В Нью-Йорке Баязитов играл, где только мог, и не только джаз: он сотрудничал с фанк- и рок-проектами, латиноамериканскими артистами, выступал даже на церковных службах. На «The Doors Are Open» к нему присоединилась интернациональная команда исполнителей в лицах гитариста Адама Роджерса, пианиста Дэвида Кикоски, басиста Бориса Козлова и ударника Самвела Саркисяна. Запись вышла превосходная, а имя Баязитова стало одной из надежд новой отечественной джазовой сцены.
К сожалению, в год выхода альбома — 2020-й — ковид плотно прикрыл двери, которые еще недавно казались открытыми. Лишившийся возможности зарабатывать музыкой Баязитов был вынужден заниматься доставкой еды. Возможно, так бы мы и потеряли талантливого саксофониста, если бы не воля случая. Спасло приглашение принять участие в музыкальной резиденции Jazzcampus Basel в швейцарском Базеле, где некоторое время назад обосновалась старая подруга и коллега Азата, ученица Игоря Бриля пианистка Юлия Перминова. В Швейцарии Баязитов продолжил свои академические изыскания под наставничеством Гильермо Кляйна, специалиста по композиторскому искусству и аранжировкам, который предложил Азату написать музыку, в большей степени рассчитанную на исполнение джазовым биг-бэндом. В новую команду вошли швейцарский гитарист Сильван Жорей, венесуэльский басист Роберто Кох, латвийский барабанщик Янис Яуналкснис и, конечно, Юлия Перминова на фортепиано. Звучание группы усилено деревянными духовыми и струнным квартетом, а сам Баязитов на альбоме помимо тенор-саксофона играет на альте и сопрано.
Кажется, что предыдущая запись Азата Баязитова вышла совсем недавно. Но когда включаешь «Expectations», становится ясно, что за эти четыре года музыкант проделал огромный путь. Альбом открывает новый этап в творчестве Баязитова — не только как виртуозного исполнителя и рассказчика, но и как зрелого композитора, бэндлидера и, если хотите, джазового путешественника.
Стартовая композиция «Expectations» сразу объясняет слушателю, чего ожидать от новой работы: это полный сверкающего оптимизма, завораживающий и многослойный номер в быстром темпе. Яркое соло Баязитова заботливо упаковано в кружева струнных аранжировок; к нему мягко подводит флейта Фернандо Брокса. Отдельного упоминания заслуживает ритм-секция — аккуратная, но крайне убедительная.
Композиция «Very New York» — нежная ода и тихое признание в любви Нью-Йорку, чья энергия и атмосфера стали, по признанию Азата, одним из источников вдохновения для альбома. Светлый и задумчивый трек развивается по законам «тихого шторма» — с медленно и поступательно нарастающими эмоциями. Здесь особой похвалы достойны взаимодействия гитары Сильвана Жорея и клавишных Юлии Перминовой.
«Be Loose» — номер, к которому вполне применим эпитет «фанковый». Баязитов с удовольствием отправляет саксофон в свободное плавание по волнам ритма, а в середине композиции легко переключается на нестареющий свинг. Звучит еще одно соло на гитаре, которое ненадолго дает Баязитову передышку. В конце номера слушателя ожидает маленький бенефис Яниса Яналксниса.
В композиции «Make Them Friends» бал правят струнные, а то, как с ними взаимодействует саксофон, выше всяких похвал. Шанс на блистательное камео также получает швейцарский бас-кларнетист Доменик Ландольф. Тихая и полная нездешнего света вещь «Arina», посвящение супруге Баязитова, звучит чуть ли не вольным пересказом колтрейновской «Наимы» на латиноамериканский лад. Еще одним личным номером стал «A Step Further»: здесь квинтет Азата играет без поддержки оркестра, а сам музыкант остается на сцене практически один. Но и здесь, и на всех остальных композициях саксофон Баязитова говорит со слушателем тоном, уверенность и спокойствие которого поражают.
Музыку на «Expectations» можно назвать чрезвычайно правильной, канонично-мейнстримовой, какой она по сути и является. Гораздо важнее, что эмоции и искусность музыкантов не могут не очаровывать. Коротко побывав с новым альбомом в России и отыграв в столицах и родной Казани, Баязитов возвращается в Нью-Йорк, чтобы продолжать совершенствовать мастерство, использовать новые знания и продолжать играть эту афроамериканскую музыку с русской душой и татарским прищуром.