Bagarisha «Svet» (self-released, 2024) | Джазист |

Bagarisha
«Svet»
(self-released, 2024)

Первый альбом певицы Арины Багаряковой — тот случай, когда не хочется употреблять слово «дебют». Несмотря на возраст — Багаряковой всего 23 года, — за ее плечами очень насыщенная творческая биография.

Арина поет на сцене уже почти двадцать лет. Начинала в детском музыкальном театре «Домисолька», в котором, по ее собственным словам, «провела всё детство» и объездила полмира, от Китая до Италии, «занимаясь школьными уроками в гримерках перед концертами». Там же, в «Домисольке», познакомилась с преподавателем Николаем Черношенцевым, открывшим Арине блюз и джаз. Выступала на крупнейших российских детских музыкальных конкурсах. Получила полную стипендию обучения в Бёркли. В 18 лет «просто влюбилась» — и стала писать музыку и стихи.

Результат огранки ее первых сочинений — как раз «Свет», альбом композиций Багаряковой, записанный ей во время обучения в Бёркли два года назад. Арина, сама себе продюсер, менеджер и бэндлидер, собрала группу — талантливого пианиста Николая Мищенко, незрячую австрийскую басистку Киру Мойсер, вибрафониста Паоло Перуцци и барабанщика Илью Блажа, — и записала с ней за два дня, кажется, свои самые проникновенные, чуть аляповатые, немного наивные, но убедительные песни на русском и английском, иногда — на двух языках сразу.

В этой музыке слышится как русский фольклор, так и классический вокальный джаз, немного отечественной — даже советской — эстрады, транслирующейся через Арину ввиду ее образования, и толика западной традиции исповедальных авторских песен Джони Митчелл или Тори Эймос. Местами, когда музыка не сконцентрирована на вокале Багаряковой, ухо ловит отчетливые «бёрклиевские», немного ученические моменты, в которые звук будто мигрировал со старых записей Стива Своллоу или Гэри Бёртона.

Но когда Арина поет, внимание приковывается к ее голосу — уж слишком он необычен для джазовой вокалистки, уж слишком в нем много актерской игры, внезапных смен интонаций, от полухохота до уместного пафоса. Необычны и стихи Багаряковой, часто удивляющие траекторией фраз: «Хочется петь в этом зале, пока на меня хватит места», «Знаешь, запуталась душа — вот бы кто расчесал, но нельзя». Одним словом, певица умеет обращать внимание на свой материал и подачу.

Но всё-таки «Свет» — это, как ни крути, дебют, а значит, к нему можно придраться. Те самые необычные стихи часто так и не убеждают: кажется, что некоторые строчки в песнях Багаряковой можно было бы повернуть по-другому, и это прибавило бы музыке драматургии и выровняло бы ее эмоциональный импульс. Иногда — особенно под конец, потому что, скажем, к открывающим диск песням «My Light» или «Алиса» это точно не относится, — материал словно провисает мелодически, и хитрые аккорды не выстраивают ясного пути из точки А в точку Б. Возможно, многим, как автору этого текста, хотелось бы больше свободы в игре музыкантов, которые часто будто бы просто идут за Ариной и боятся тронуть ее хрустальный голос.

Но, с другой стороны, это только начало. У Арины Багаряковой уже есть всё, чтобы вырасти в крайне оригинальную исполнительницу — и она это легко демонстрирует на «Свете». Она проявляет смелость как автор («Я давно поняла, что нужно делать то, что я делаю, верить в это и стараться быть лучшей версией себя»), и это, пожалуй, самое важное. Будем следить за ее дальнейшей карьерой. Кстати, Арина говорит, что в новых, еще не записанных песнях уже ориентируется больше не на джаз, а на сингер-сонграйтеров — Джеффа Бакли, Эллиотта Смита, Кейт Буш. Но тем даже интересней.


Слушать на Яндекс.Музыка | YouTube | YouTube Music | Spotify

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

1 комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии