Ben Goldberg
«Everything Happens To Be.»
(BAG Production, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

По большому счету, кларнетист Бен Голдберг впервые громко заявил о себе в 90-е годы, когда со своим ансамблем New Klezmer Trio экспериментировал в сфере соединения клезмерской музыки (где кларнет традиционно является одним из главных солирующих инструментов) с джазом свободной формы. Альбомы трио выходили тогда на широко известном в узких кругах лейбле Джона Зорна Tzadik в рамках серии Radical Jewish Culture («Радикальная еврейская культура»). На мой взгляд, клезмера там было немного, а вот радикальности — хоть отбавляй. Вкус же к фри-джазу Голдбергу привил сопрано-саксофонист Стив Лэйси, которого он глубоко почитает по сей день и которому посвятил трибьют-альбом. Потом у Бена было еще много разных проектов, но, пожалуй, градус радикальности в них постепенно начал спадать. Как с этим обстоит дело сегодня, хорошо иллюстрирует его новейшая работа — «Everything Happens To Be.», к которой мы и переходим.

В авторских liner notes Голдберг признается, что сочиняет музыку не для абстрактных инструментов, а для конкретных исполнителей, на них играющих. Вот и в этом проекте все свои пьесы (девять из десяти) Бен писал, хорошо представляя, кто их будет исполнять. В состав квинтета вошло в полном составе трио The Out Louds, где с Голдбергом играют Мэри Халворсон (одна из лучших гитаристок мира) и ударник Томас Фудживара, а также тенор-саксофонист Эллери Эскелин, с которым Голдберг записал в свое время совместный альбом, и один из самых востребованных басистов Нью-Йорка Майкл Форманек, также время от времени играющий дуэты с лидером квинтета.

Альбом у этой весьма именитой компании получился действительно очень приятный — с музыкой на любой вкус. Даже если вы не большой ценитель джаза в принципе, то всё равно оцените прелесть композиции «Cold Weather», которая со своей сентиментальной мелодией и соло Голдберга в начале пьесы выглядит как саундтрек к какому-то из европейских фильмов Вуди Аллена. Если же вы любите джаз, то отдадите должное пьесе «Fred Hampton», где, импровизируя вокруг сравнительно простой темы, Халворсон показывает, за что дают первые места в опросах Ассоциации джазовых журналистов. Порадуетесь титульной композиции, где Хальворсон и Голдберг отлично играют дуэтом. А также снимете воображаемую шляпу перед Форманеком за его соло на старте строгой пьесы «Chorale Type».

Что до радикальности, то она ощутимо прорывается в таких композициях, как «21» или «Tomas Plays the Drums», показывая, что современный джаз вобрал в себя и адаптировал немалую долю плодов ушедшей в историю фри-джазовой революции, а границы между мейнстримом и авангардом сегодня могут быть достаточно условны. И неслучайно альбом заканчивается коротким, но прочувствованным реверансом героям прошлых лет — одноминутной версией хорала английского органиста XIX века Уильяма Монка «Abide With Me», который Бен с детства запомнил в исполнении другого Монка, куда более известного любителям джаза.

Небольшое дополнение (только для практикующих кларнетистов!): с вполне понятной гордостью Голдберг пишет, что пару лет назад друг помог ему приобрести старинный кларнет модели Eb Albert System Clarinet, очаровавший его своим звучанием. Вы можете оценить это звучание наряду с другими кларнетами Бена Голдберга на «Everything Happens To Be.».


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии