Bill Charlap Trio
«Street of Dreams»
(Blue Note, 2021)

Пианист Билл Шарлап — один из самых талантливых консерваторов в современном американском джазе. Поверьте, в это утверждение я не вкладываю негативный оттенок. Консервативный джаз возник как реакция на «размывание» джазовых границ разнообразными новомодными направлениями. Знамя этой весьма влиятельной на джазовой сцене стилистики, исповедующей мейнстрим в традиционном духе, — один из ее глашатаев Уинтон Марсалис. В отличие от Марсалиса, не только блистательного трубача и руководителя оркестра, но и видного общественного деятеля, Билл Шарлап — фигура более камерная, в прямом и переносном смысле. На формирование его вкусов могли повлиять и семейные традиции: отец — композитор бродвейских мюзиклов, мать — певица, один из родственников — известный джазовый пианист-традиционалист Дик Хайман. Любимый формат Билла Шарлапа — фортепианное трио. В таком формате он записал большинство своих альбомов.

Состав трио менялся, но в компании двух Вашингтонов — басиста Питера и ударника Кенни — Шарлап играет уже почти четверть века (тут я обязан сделать неизбежное уточнение: басист и ударник не братья и не родственники). Легко можно представить, насколько сыгранным стало это трио, проработав вместе так долго. Трио Билла Шарлапа — это единый организм, в котором всё подчинено коллективному саунду, доведенному до совершенства, и «консервативный джаз» этого трио — один из лучших. Биллу и его коллегам комфортно в рамках этой стилистики. Впрочем, «рамки» — не самое удачное в данном контексте слово. Рамки — это ограничения, а Шарлап никаких ограничений не чувствует. Этот глубокий и вдумчивый музыкант предпочитает копать не вширь, а вглубь, открывая всё новые и новые возможности в любимом стиле и наглядно демонстрируя, что эти возможности еще не исчерпаны. Таков и последний альбом трио — «Street of Dreams».

Этот альбом знаменует для Билла Шарлапа возвращение к лейблу Blue Note после романа с Impulse! в середине десятых годов. С другой стороны, «Street of Dreams» — первый альбом трио Шарлапа после четырехлетнего перерыва. Билл не раз выпускал тематические работы, посвященные своим любимым композиторам — Джерри Маллигану (1997), Леонарду Бернстайну (2004), Джорджу Гершвину (2005), Джерому Керну (2015), — но в данном случае такого центрального героя у альбома нет. Программу составили стандарты разных лет — от «древних» «You’re All the World to Me» Бёртона Лэйна и Алана Джея Лернера, сочиненного в свое время для одного из фильмов-мюзиклов с Фредом Астером, титульного «Street of Dreams» Виктора Янга и Сэмюэла Льюиса, «I’ll Know» Фрэнка Лессера, учителя отца Билла Шарлапа, до несколько более «молодых»: «The Duke» Дэйва Брубека и Пола Дезмонда, «Your Host» Кенни Бёррелла и «What Are You Doing the Rest of Your Life?» Мишеля Леграна. В любом случае музыка эта в основном была написана более полувека назад.

И что же? Вы глубоко ошибаетесь, если думаете, что эта программа звучит старомодно. Трио Шарлапа играет вполне современный джаз, правда, джаз «тихий», в котором многое построено на высоком исполнительском мастерстве, тончайшей нюансировке, сквозь которую проступает вполне упругий свинг, без громоподобных акцентов, будь то фортепиано или ударные. Джаз Шарлапа хорош для внимательного прослушивания в домашнем кресле или в качестве уютного музыкального фона для небольшого кафе. Приятно ли было мне слушать эту музыку? Безусловно, да! Хотел ли бы я слушать ее постоянно? Безусловно, нет! Но Билл Шарлап уже лет десять не балует любителей джаза, выдавая на-гора по альбому в год. А время от времени такой джаз всегда интересен и приятен, если, конечно, ваши вкусы не ограничены какими-то узкими рамками, о которых мы говорили выше.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

1 комментарий

  • Слишком много Шарлапа – это будет слегка инсулиновый шок. Все таки музыка Билла последних 10-12 лет гуляет по границе smooth, не сваливаясь в откровенный попс. Но зато его музыка хорошая и удобная веха, для перехода к более серьезной музыке. А там уже и серьезные импровизации.
    Спасибо за рецензию.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии