Петербургский гитарист Виталий Овчинников, возможно, не так хорошо известен любителям российской импровизационной музыки, как некоторые его коллеги по проектам, но это очень интересный и разносторонний музыкант, чье творчество заслуживает большего внимания. Вы могли слышать его, например, в составе оркестра SIC! вместе со многими замечательными инструменталистами, а собственные работы Виталий издает на своем лейбле Extra Notes. На данный момент на нем вышло три записи, каждой из которых стоит уделить время. Первая — шумовой импровизационный дуэт с Дмитрием Макником, вторая — дебютный альбом команды Fluctuating Guitar Trio, на котором Овчинников в компании Влада Темонена и Олега Пелкова играет гитарный дроун-импров. Ну а третья — пожалуй, самый амбициозный релиз лейбла на данный момент: вышедший в самом конце 2021 года альбом «Displacements» от квинтета под руководством создателя Extra Notes.
В состав группы, помимо самого Овчинникова на акустической гитаре, входят флейтист Игнат Хлобыстин, кларнетист Виктор Архаров, пианист Владимир Печерица и самый известный участник команды — саксофонист Илья Белоруков. Хотя другие музыканты не так на слуху, как последний, все они — сильные инструменталисты, прекрасно взаимодействующие друг с другом и образующие отличный ансамбль. Собственно, сам характер материала, который они здесь исполняют, требует от музыкантов высокого технического уровня. «Displacements» — сочинение в семи частях с графической партитурой, фрагмент которой мы видим на обложке. И хотя случайный человек вряд ли сможет прочитать ее без дополнительных инструкций, в целом это изображение может дать общее представление о том, как устроена музыка.
На схеме изображены различные знаки, соединенные друг с другом стрелками. По всей видимости, первые обозначают некие действия, которые должен выполнить тот или иной музыкант, а вторые — направление к следующему участнику процесса. Всё это составляет сложные цепочки взаимодействий, из которых и рождается музыкальный материал. Такая картина вполне соотносится с тем, что мы слышим в записи: музыканты будто перекидывают друг другу короткие фразы, на что следует различная реакция — иногда получается линейная цепочка событий, иногда одно действие влечет за собой сразу несколько других, происходящих одновременно и вызывающих следующие цепочки. Эти процессы вызывают ассоциации с игрой в пинболл — или, например, с выбиванием электронов из атомов при их облучении фотонами, если вы предпочитаете более наукообразные аналогии. Пуантилилистические штрихи постепенно формируют сложное полифоническое музыкальное полотно, создание которого — очень любопытный для внимательного слушателя процесс. Название «Displacements», то есть «Перемещения», отлично отражает сущность этого процесса.
По форме «Displacements» — это композиторское академическое сочинение. В то же время такие партитуры дают исполнителям широкие возможности для авторской интерпретации, и было бы странно, если бы такой состав (по сути, коллектив импровизаторов) не воспользовался этими возможностями сполна. Так что в действительности эта музыка рождается непосредственно во время исполнения, практически стирая границы между композицией и импровизацией. Отделить здесь одно от другого действительно невозможно: музыка звучит одновременно и как композиторское сочинение для камерного ансамбля, и как свободная импровизация. Она может одинаково хорошо звучать и на консерваторской сцене, и в джазовом клубе. Но как бы слушатель ее ни воспринимал, она отлично работает в обоих этих качествах.