Bobo Stenson Trio
«Sphere»
(ECM, 2023)



Шведский пианист Бобо Стенсон по всем параметрам должен быть такой же звездой лейбла ECM, как его норвежские коллеги гитарист Терье Рюпдаль и саксофонист Ян Гарбарек. Но он менее известен, менее любим широкой публикой. На это есть понятные причины. В первую очередь, потому что значительную часть карьеры Стенсон работал не в качестве лидера, а в качестве сайдмена. Во вторую, потому что его собственный творческий почерк окончательно оформился довольно поздно. Тем не менее «Spheres», новый альбом его трио с басистом Андресом Йормином и барабанщиком Йоном Фельтом, — это очень хороший довод в пользу посвящения Стенсона в пантеон звезд как ECM в частности, так и современного джаза в общем.

Сначала предистория. Стенсон — ученик немецко-шведского композитора Вернера Вольфа Глазера, который, в свою очередь, был учеником Пауля Хиндемита, самого известного немецкого модерниста. Пятнадцать лет занятий с Глазером непосредственно повлияли на творческий подход Стенсона, музыка которого всегда находилась между академической композицией и джазом. Однако именно джазом пианист в юности интересовался куда больше. С первой половины 60-х он аккомпанировал заезжим звездам американского джаза на гастролях в Стокгольме. В числе тех, с кем Стенсон выступал в те годы, — Сонни Роллинз, Дон Черри, Стэн Гетц, Джордж Расселл.

В 1971 году на ECM вышел первый альбом трио Бобо Стенсона «Underwear», на котором звучат барабаны Йона Кристенсена и бас Арлида Андерсона, двух столпов классического саунда лейбла. При их же участии Стенсон и Ян Гарбарек через несколько лет записали две пластинки так называемого Jan Garbarek — Bobo Stenson Quartet, в котором оба формально были соруководителями. Одну из этих пластинок, «Witchi-Tai-To», критики практически единодушно включают в число важнейших для ECM того времени. Однако на этом сотрудничество Стенсона с компанией Манфреда Эйхера приостановилось — и надолго. Большую часть 70-х и 80-х Стенсон издавался на других лейблах и играл с музыкантами не из обоймы ECM, преимущественно работая в локальных рамках шведской джазовой и фьюжн-сцены.

Стенсон вернулся на ECM в 1990 году, но в качестве сайдмена. Вместе всё с тем же Йоном Кристенсеном и басистом Палле Даниэльссоном он составил группу Чарлза Ллойда на пластинке «Fish Out of Water», оказавшейся большим камбэком этого замечательного американского саксофониста. Можно вообще сказать, что с «Fish Out of Water» началась новая фаза творчества Ллойда, который как композитор взял курс на глубокую и в прямом смысле медитативную музыку, где одинаково хорошо слышен и американский джаз, и уроки европейского послевоенного академического авангарда. Фортепиано Стенсона, сыгравшего на следующих четырех пластинках Ллойда на ECM и активно гастролировавшего с саксофонистом на протяжении большей части 90-х, было важнейшим элементом этой плавной и звучной музыки. Если пианисту нужно было подчеркнуть лиричность мелодий Ллойда, он искусно орнаментировал их яркими точечными аккордами; если Стенсону нужно было самому зачать или продолжить мелодию, то он на полную включал свой джазовый опыт, заставляя неспешную музыку немного свинговать. Особенно мастерство шведа слышно на альбоме «Canto», конкретно — в открывающей его 16-минутной вещи «Tales of Rumi», одного из безусловных шедевров в обширной дискографии Ллойда.

Работая с Ллойдом и участвуя в записях польского трубача Томаша Станько 90-х годов, Бобо Стенсон нашел время для реанимации собственного трио. «Reflections», второй его альбом на ECM, вышел в 1996 году. На барабанах снова сыграл Йон Кристенсен, на басу — Андрес Йормин, с которым Стенсон играл вместе на многих пластинках того же Ллойда и который впоследствии стал многолетним музыкальным партнером пианиста. Более того, именно Йормин в конце концов стал основным композитором и аранжировщиком трио Бобо Стенсона, которое успело записать еще три пластинки с Йоном Кристенсеном за барабанами. На альбоме «Goodbye», вышедшем в 2005-м, Кристенсена сменил не нуждающийся в представлении гигант джазовой музыки Пол Моушн (кстати говоря, на этой записи трио исполнило свою версию «Песни о земле» Владимира Высоцкого; Йормин как аранжировщик вообще тяготеет к бардам, его любимый — кубинец Сильвио Родригес, чьи вещи басист исполнял как сольно, так и со Стенсоном). Наконец, Йон Фельт — музыкант 1979 года рождения, он сильно моложе Стенсона и Йормина, — присоединился к трио в 2007 году на альбоме «Cantando». Именно с ним окончательно сформировалось и звучание ансамбля.

Нынешний альбом «Sphere» — логическое и логичное продолжение всех пластинок трио Бобо Стенсона в этом составе, включая предыдущие «Indicum» (2012) и «Contra la indecisión» (2018). Вместе с Фельтом музыка этой группы стала куда абстрактней, более выдержанной в плане драматургии, редко достигающей чуть патетических интонаций, которые были слышны на предыдущих релизах трио. Простите за стереотип, но, слушая все четыре альбома, которые Стенсон, Йормин и Фелт записали вместе, невозможно отделаться от ощущения, будто шведские музыканты полностью приняли в самих себе свой нордический характер.

Собственно, «Sphere» — это, пожалуй, самая «нордическая» их запись. Во-первых, большая часть музыки на диске — аранжировки композиторов из стран северной Европы: Пера Нёргора, Свена-Эрика Бэка, Альфреда Янсона и Яна Сибелиуса. Во-вторых, альбом в целом сконструирован так, что для его описания лучше всего и правда подойдет фотография на обложке: прорывающийся сквозь облака удар солнечного света посреди волнующегося северного моря.

Начинается «Sphere» фактически с сюиты, с трех самых абстрактных сочинений на диске, вместе при первом прослушивании способных показаться даже не отдельными композициями, а одним потоком свободной импровизации. На четвертой вещи, «Kingdom of Coldness» Йормина, трио Стенсона переходит уже к джазовому звучанию, которое сохраняется на протяжении четырех следующих композиций. Это мелодичная, медленная и полная пространства музыка, в которой все три музыканта берут на себя поровну ответственности. Две последние композиции — Op. 40/1 Сибелиуса и реприза песни Нёргора «Ты посадишь дерево» («You Shall Plant a Tree»), также открывающей альбом, — это возвращение назад к абстракции. Будто с плоской поверхности скалистого выступа ныряешь в дикие и глубокие воды.

При всей неоднородности материала и всей неоднородности подходов к нему у трио Бобо Стенсона на «Sphere» выходит вполне закольцованное и очень связное высказывание. Можно предположить, что три части альбома — это экзистенциальная метафора: рождение, течение жизни и ее финал, за которым следует перерождение. Или путешествие — из сумрака в свет и обратно. Но вот в чем штука: таких интерпретаций может быть миллион, и любой внимательный слушатель способен предложить свою собственную. Музыка «Sphere» — это, как и вся музыка Стенсона, вещь абсолютная, лишенная программы, задающая вопросы, а не отвечающая на них. В ее загадке есть собственное очарование. Это не сухой «академизм» и не замороченный «постбоп», даже не что-то «между», а вещь в себе, узор неведомой тайны. Чтобы ее для себя решить, требуется несколько внимательных прослушиваний диска от начала до конца. В данном случае не будет просто фигурой речи сказать, что каждое из таких прослушиваний откроет новые грани, новые смыслы, новые горизонты. Горизонты, полные солнечного света, прорывающего мрак облаков.



Слушать на Spotify

Об авторе

Олег Соболев

Колумнист «Московских новостей». В прошлом — кто только не. Всегда — большой любитель самой разной музыки. Автор Telegram-канала Sobolev//Music.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии