The Necks
«Travel»
(Northern Spy, 2023)

Австралийское трио, чей дебют приходится на далекий 1989 год, застолбило за собой поляну где-то между затейливым математизированным джазом и академическим минимализмом. Лет пятнадцать музыканты фактически играли в своей собственной лиге, пока вокруг внезапно не образовалась сцена, выстроенная на тех же принципах. Вся волна ритмичной «молодежной неоклассики» и «минимал-джаза» в диапазоне от Aufgang, Brandt Brauer Frick и Dawn of Midi (последние порой похожи на The Necks до неотличимости) до Ronin Ника Берча или московского коллектива Sanscreed Kanon в той или иной степени наследует The Necks. Обретя статус пророков и патриархов, клавишник Крис Абрахамс, барабанщик Тони Бак и басист Ллойд Суонтон, с одной стороны, благодарно приняли внимание и популярность, став желанными гостями популярных фестивалей калибра Primavera Sound, а с другой — не стали делать никаких реверансов в сторону массового слушателя. Троица так и продолжила существовать в замкнутом новоджазовом пространстве, лишь раз покинув зону комфорта ради совместной записи с другими патриархами, электронной группой Underworld.

Выход новой пластинки The Necks пришелся ровно на тот момент, когда барабанщик и перкуссионист группы Тони Бак отмечал 60-летие резиденцией в лондонском Cafe OTO. Поэтому от «Travel» подсознательно ждешь какого-то программного заявления и относишься к пластинке не как к очередному релизу джазменов, создающих новую музыку всякий раз, когда группа появляется на сцене, а как к долгожданному (всё же трехлетняя пауза между альбомами — это по джазовым меркам довольно долго) высказыванию важных персон.

Как и многие пластинки The Necks, «Travel» устроена так, что в каждой композиции есть своя собственная занимательная математика. Структуру открывающей альбом 20-минутной вещи «Signal» задают два паттерна: ударные Бака и контрабас Суонтона будто бы играют повторяющийся рисунок, но, прислушавшись, замечаешь — нет, на каждом круге этот затейливый узор чуточку меняется. Примерно так же устроена одна из двух клавишных партий Криса Абрахамса, органная. Фортепиано при этом свободно блуждает и импровизирует, возникая в случайный момент и случайно исчезая. Идущая следом пьеса «Forming» напоминает нам о том, что к The Necks нередко (и вполне по делу) применялся и термин «построк». Здесь уже ритмический пазл будто бы намеренно разобран: партии ритм-секции (Суонтон здесь много играет смычком) не задают грув, а напоминают скорее размеренный шум промышленных механизмов. При этом все трое заняты тем, что поочередно то нагнетают, добавляя музыкальной текстуре плотности, то сбавляют это давление. 

«Imprinting» — самая конвенционально красивая композиция на альбоме. Эмбиентные аккорды придают музыке этакой «киношности», ударные (снова эти сложные узоры, за которые невольно цепляется мозг) выступают скорее в роли саунд-дизайна, а скуповатое, но выразительное фортепиано солирует. Наконец, финальная «Bloodstream» начинается прямо-таки с церковного органа, который немедленно создает ощущение мессы. Фривольно-джазовое фортепиано поначалу противостоит органу на равных и заряжает трек приятным чувством противоречия (вот вам и внутренний диалог, и этакий внутриличностный конфликт — ведь обе партии играет Абрахамс), но как только в середине пьесы включается Бак, который снова не столько стучит, сколько шумит, суровый инквизиторский дух побеждает за явным преимуществом. Мир обречен.



Слушать на Spotify | YouTube Music | Bandcamp

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии