Cameron Graves «Live from the Seven Spheres» (Mack Avenue, 2022) | Джазист |

Cameron Graves
«Live from the Seven Spheres»
(Mack Avenue, 2022)

Каких только странных персонажей не знала джазовая история! Вне конкуренции в этом плане, видимо, талантливый музыкант и удивительный мистификатор Сан Ра. Герою этого текста, пианисту и композитору Кэмерону Грейвзу, до «пришельца с планеты Сатурн» пока далеко, но странностей хватает и у него. В том, что с юных лет Кэмерон увлекался как джазом, так и экстремальным метал-роком, ничего особенного нет — такое бывает среди джазменов, хотя и не часто. Но Грейвз оказался еще и ярым почитателем изданной анонимно в середине прошлого века в США Книги Урантии — причудливого переплетения мистики, эзотерики, альтернативных космогонических, религиозных и исторических теорий. По сей день книгу чтут не слишком многочисленные поклонники, образовавшие своего рода квазирелигиозную секту. Вот к их числу и принадлежит Кэмерон Грейвз, отзывающийся об этом фолианте так: «Это духовная книга. Она рассказывает о различных Планетарных Князьях, управляющих каждой планетой в нашей солнечной системе и в других системах. Это разум планеты». The Urantia Book оказала огромное влияние не только на частную жизнь Грейвза, но и на его творчество. Все его работы, включая и нынешний альбом «Live from the Seven Spheres», связаны с идеями, почерпнутыми из этой книги.

Имя Грейвза получило известность благодаря его участию в лос-анджелесской группе The West Coast Get Down с Камаси Вашингтоном и метал-группе Wicked Wisdom Джады Пинкетт-Смит. Но уже в 2017 году Кэмерон выпускает свой первый альбом «Planetary Prince» (да-да, в честь того самого Планетарного Князя, управляющего Землей — она в библии Грейвза фигурирует как Урантия), а затем, в 2021 году, альбом «Seven». Нынешний «Live from the Seven Spheres» — это концертник, в котором Грейвз и его коллеги по квартету (гитарист Колин Кук, басист Макс Герл и ударник Майк Митчелл) исполняют композиции из первых двух альбомов. Впрочем, сам Кэмерон придает новой работе особое значение: «Это третья часть Троицы. Всегда есть «Семь» и всегда есть «Троица». Во всех галактиках Вселенной всё подчинено Троице, состоящей из Мысли, Любви и Действия. «Planetary Prince» был Мыслью. «Seven» был Любовью. «Live from the Seven Spheres» — это Действие, демонстрирующее Вселенной нашу мощь». М-да, кажется, у покойного Сан Ра есть достойный наследник…

Но оставим в покое «идейную» сторону и обратимся к музыке Кэмерона Грейвза. Сам он называет свой стиль «трэш-джаз», но если повнимательнее вслушаться в коктейль из трэш-метала, постбопа и полиритмии с легким оттенком афро-кубинских и индийских структурных элементов, то мы с определенным удивлением обнаружим талантливую и весьма убедительную инверсию джаз-рока 70-х: музыки Return to Forever, Mahavishnu Orchestra и Weather Report. И пусть громокипящим извержениям звука в музыке Грейвза и его коллег не хватает элегантности Чика Кориа, глубины Джона Маклафлина и технической изощренности Джо Завинула с Уэйном Шортером, но родство его музыки со славными предшественниками очевидно. Одним из первых это уловил легендарный басист Стэнли Кларк из первого состава Return to Forever, очень высоко оценивший музыкальные идеи Грейвза и его технику игры. Грейвз и Митчелл играют также в ансамбле Кларка, Грейвз участвовал и в записи одного из последних альбомов Кларка.

Программу же собственного альбома Грейвз построил своеобразно. Четыре из семи треков — это короткие трехминутки, где превалируют металлическая жесткость и напор. Мощный энергетический импульс музыка «Live from the Seven Spheres» вам, несомненно, обеспечит за счет «Red», «The Life Carriers» и других пьес этой группы. Промежуточные позиции по объему занимают семиминутная «Sons of Creation» и одиннадцатиминутная «Planetary Prince». Вот тут уже у вас появится время перевести дух и по достоинству оценить технику Грейвза на клавишах и гитарную работу Кука. В «Planetary Prince» вы, возможно, заметите те самые ориентальные оттенки, о которых говорилось выше. Ну, и, наконец, Джомолунгмой в этой программе высится пьеса «The End of Corporatism» на 23 минуты звучания. Вот тут уже оттянулись по полной все музыканты квартета, даже Митчелл разразился продолжительным соло. А Грейвз в своих импровизациях обнаруживает и неожиданную тонкость чувств, и явно неплохое знание академической музыки. Вот такой он, этот странный парень Кэмерон Грейвз. Стоит познакомиться. Это неординарный музыкант на сегодняшней джазовой сцене.



Слушать на Spotify | YouTube Music | VK Музыка | Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии