Robert Glasper
«Black Radio III»
(Loma Vista, 2022)

Самый востребованный пианист в соул-музыке и хип-хопе возвращается с третьим альбомом в серии «Black Radio», принесшей ему несколько «Грэмми». Прошедшая мимо радаров пластинка неожиданно оказывается лучшей его работой.

Послужной список Роберта Гласпера — настоящая энциклопедия черной музыки XXI века. Впервые соприкоснувшись с клавишами в церкви, куда его водила мать, Гласпер посещал школу исполнительских и визуальных искусств в родном Техасе, а в десятом классе уже играл с джаз-группой в Техасском южном университете (Texas Southern). Во время учебы в джазовой консерватории Новой школы в Нью-Йорке он начал гастролировать с контрабасистом Крисченом Макбрайдом, а также трубачами Теренсом Блэншардом и Роем Харгроувом.

На рубеже веков там же, в Нью-Йорке, он познакомился с артистом Билалом, который привел его в мир хип-хопа и R&B. В карьере Гласпера последовали близкое сотрудничество с Мос Дефом, The Roots и другими звездами — всё это параллельно с выступлениями на джазовых фестивалях, заключением контракта с Blue Note, сольными инструментальными пластинками и записями с приглашенными вокалистами. Пианист выступает своего рода звеном между Херби Хэнкоком и Джей Диллой — собственно, двум этим гениям он посвящает композиции на своей третьей пластинке «In My Element» и там же по-своему интерпретирует Radiohead и Дюка Эллингтона.

С самого начала карьеры Гласпер мастерски выдерживает баланс между джазом, неосоулом и хип-хопом. В неджазовых жанрах его приняли за своего по простой причине: он хорошо понимал, как эти жанры нужно играть. Известно, что в хип-хопе, например, краеугольный камень — это бас. В руках Гласпера фортепиано лишено «жирных» обертонов, у него плоское, а местами даже бедное звучание. Но именно такой его звук помогает оттенять в верхних частотах глубокий бас. При этом хорошо заметно, что Гласпер вышел именно из джазового сословия. Его витиеватая, очень насыщенная арпеджио игра как бы нарезает круги вокруг качающих ритмов. 

Кульминацией десяти лет работ Гласпера по скрещиванию джаза с хип-хопом стал альбом «Black Radio», вышедший на Blue Note в 2012 году. К ансамблю, получившему название Robert Glasper Experiment (в который помимо пианиста вошли барабанщик Крис «Дэдди» Дейв, мультиинструменталист Кейси Бенджамин и басист Деррик Ходж), присоединился пестрый состав хип-хоп- и R&B-звезд — от Эрики Баду до Лупе Фиаско. Альбом наполовину состоит из кавер-версий песен Дэвида Боуи, Nirvana и Шаде; Гласпер дает им душно-карамельное прочтение в стилистике неосоула. И хотя проглотить этот 65-минутный альбом почти невозможно из-за передозировки сахара в организме, «Black Radio» упрочил репутацию Гласпера и превратил его в одного из самых востребованных музыкантов в хип-хопе. C 2011 года пианист записывался для рэперов Black Milk, Кендрика Ламара, Андерсона Паака, Мака Миллера, Коммона. Его моментально узнаваемые клавиши стали своеобразной отметкой качества — знаком, что здесь вы слышите не купленные в сети биты, а серьезную работу музыкантов с Blue Note и лауреатов престижных музыкальных премий.

На волне успеха первой части Гласпер в 2013 году выпустил сиквел «Black Radio 2». В выходных данных пластинки прописалось еще больше звездных имен, зато каверы практически полностью уступили место оригинальным сочинениям. Продираться сквозь этот альбом тоже тяжело: запись получилась невыносимо однообразной, буквально спетой-сыгранной на одной и той же ноте.

К десятилетнему юбилею серии Роберт Гласпер решил возродить ее и продолжить начатое. «Black Radio III» вышел по-тихому на независимом лейбле Loma Vista и, несмотря на участие в нем видных музыкантов, не поднял совершенно никакого хайпа. А жаль: достаточно просто поставить вторую и третью части «Black Radio» подряд для того, чтобы поразиться разнице этих пластинок. На фоне третьего диска предыдущие части проекта звучат бледно и мертво — новая же искрится, зажигает, дышит. Возможно, сыграло роль то, что «Black Radio III» записан не Robert Glasper Experiment, а совершенно разнородным составом и подписан именем самого Гласпера. Басиста Деррика Ходжа иногда подменяет Пино Палладино, за скретчи отвечает DJ Jazzy Jeff, сопродюсирует несколько треков художественный руководитель культового альбома Кендрика Ламара «To Pimp a Butterfly» Террас Мартин, а на гитаре играет соратник Ди Энджело Исайя Шарки. Музыканты появляются в разных комбинациях и сочетаниях, отчего пластинка только выигрывает — и становится самой нескучной в дискографии Роберта Гласпера. Он уже не долбит на протяжении часа одну и ту же неосоуловую ноту, но подпускает фанк с задорным органчиком (великолепная «Why We Speak» с Эсперансой Сполдинг и Q-Tip), скидывает оковы при помощи диско («Out of Time» в страстном исполнении Дженнифер Хадсон), заигрывает с грувовым соул-хаусом чуть ли не в духе дуэта Disclosure («Everybody Love»). Завершает все R&B-поп «Bright Lights», исполненный рэпером Ty Dolla $ign.

Всё это многообразие стилей и направлений складывается в цельную картину — не в последнюю очередь благодаря тому, что сами по себе песни в «Black Radio III» лучше всего, что ранее выходило из-под пера Гласпера. Вместо виртуозных, но однообразных джемов предыдущих альбомов здесь наконец-то звучат ясные и внятные мелодии, вместо пустого грузящего и укачивающего грува и макраме из клавишных — эффектные гармонии. Роберт Гласпер не изменяет себе: он всё так же строит свои композиции на джазовых аккордах и джаз-рэповом наследии, но в этот раз сбрасывает лишнее. Результат — самые запоминающиеся песни в его невероятной карьере. Чего стоит двойной удар из лучезарной «Why We Speak» и парящей «Over» в исполнении артистки Йеббы! Две совершенно разные по настроению и звучанию композиции поставили рядом — и они оживляют пространство, рождают на контрасте неожиданную и очень живую эмоцию.

В «Black Radio III» на передний план выходит не мастерство Роберта Гласпера как инструменталиста, но его талант продюсера, способного координировать потрясающие музыкальные сессии и добиваться порой удивительных результатов. Эта роль ему необыкновенно идет. «Black Radio» не стала культовой серией, но третий альбом под этим заголовком дает надежду на то, что она может таковой стать.


Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube Music | VK Музыка | Bandcamp

Об авторе

Алексей Алеев

Музыкальный обозреватель, копирайтер и переводчик. Большой любитель хип-хопа и гитарных штук. Автор Telegram-канала Silly Love Songs.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии