Catherine Russell «Send for Me» (Dot Time, 2022) | Джазист | Рецензии

Catherine Russell
«Send for Me»
(Dot Time, 2022)

Просматриваю очередной чарт JazzWeek, отслеживающий популярность джазовых альбомов у американских радиослушателей. Данные на 23 мая: первое место — Кэтрин Рассел, «Send for Me». Альбом лидирует уже четвертую неделю подряд. Восхождение Рассел произошло быстро. 18 апреля ее не было даже в первой десятке, через неделю альбом попал в топ-10, а 2 мая прыгнул на первую позицию, сместив оттуда другую вокалистку, Джазмейю Хорн, продержавшуюся на «троне» целых десять недель. Чем же так привлек американских поклонников джаза новый альбом Расселл и кто она? Давайте разбираться.

В отличие от той же Хорн, Кэтрин Расселл — ветеран американской сцены, ей хорошо за шестьдесят и она старше Хорн почти на сорок лет. Кэтрин родилась в самой что ни на есть джазовой и даже знаменитой семье. Ее отец, пианист Луис Расселл — выходец из Панамы, с 1919 года он играл джаз в Новом Орлеане и Чикаго, работал с Кингом Оливером и Луисом Армстронгом, у которого он долго был музыкальным директором. В 1927–1948 годах он возглавлял весьма успешные биг-бэнды. Мать, Карлин Рэй, была джазовой вокалисткой. Кэтрин очень любила свинг — музыку своих родителей. Казалось бы, соответствующая карьера ей была обеспечена. Но всё сложилось не так гладко. Лишь к тридцати годам она посвятила себя сцене и в качестве бэк-вокалистки выступала с действительно большими звездами — группой Steely Dan, Дэвидом Боуи, Мадонной. О сольной карьере она и не мечтала. Лишь в 2005 году (Расселл было уже под пятьдесят) ее супруг Пол Кан вдохновил Кэтрин на запись первого собственного альбома. И вот тут всё пошло по восходящей. Работы Расселл отмечались премиями в Германии и Франции, альбомы «Harlem on My Mind» (2016) и «Alone Together» (2019) удостаивались номинации на «Грэмми» в категории «лучший альбом вокального джаза». А «Alone Together» к тому же стал самым популярным альбомом на JazzWeek по итогам года. «Send for Me», восьмой по счету альбом певицы, сделан в том же ключе — и, как видите, его тоже слушают и любят в Штатах.

Кэтрин Расселл предлагает своим слушателям ностальгический старый джаз, в основном музыку эпохи свинга. В программе ее альбома — песни, которые в свое время исполняли Синатра и Армстронг, Билли Холидей и Нэт Кинг Коул, Бетти Картер и Джек Тигарден. Это ее стихия, в ней она чувствует себя уверенно и способна передать слушателю все эмоциональные оттенки этих песен — по преимуществу, невзыскательной в плане глубины текста любовной лирики. Но современных американцев вряд ли волнуют конкретные строки текста. Предполагаю, что для них эта ретромузыка, эти мастерски исполненные Кэтрин Расселл стилизации — погружение в кажущийся из более чем полувековой дали безоблачным мир. Тогда и доллар, и традиционные семейные ценности были крепки, Голливуд оставался фабрикой сладких снов, а бархатный Синатра или хрипловатый Армстронг внушали уверенность, что «America Is Beautiful»…

Сама Расселл определяет свою стилистику как «свингующий романс». Понятие, ясно, расплывчатое. В программе альбома мы найдем и замечательные блюзы (например, титульную песню «Send for Me», в свое время хит Нэта Кинг Коула, или «In the Night» с томным баритон-саксофоном Пола Недзели), и характерные свинговые номера («At the Swing Cats Ball» ее отца Луиса Расселла, «Sticks and Stones» Энди Разафа, племянника последней королевы Мадагаскара, ставшего в Штатах популярным композитором), и эффектные баллады («Make It Last» и «Blue and Sentimental»), а также ранние версии ритм-энд-блюза и даже музыки соул. Точное интонирование и мастерское владение голосом помогает Кэтрин Расселл в каждом случае интерпретировать эти хорошо знакомые композиции так убедительно, что, кажется, иные версии трудно себе вообразить. Разумеется, не забудем и про отличную команду инструменталистов, работавших над этим проектом вместе с ней. Хватает в альбоме и их коротких, но выразительных соло. Кстати, в списке исполнителей можно увидеть имя Пола Кана, прихлопывающего ритмично в ладоши в титульной композиции. Муж-менеджер успешно вывел жену на дорогу, по которой она продолжает подниматься всё выше и выше. Возраст, оказывается, тут не помеха!


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Spotify | VK Музыка | Bandcamp

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии