Charles Lloyd
& The Marvels
«‎Tone Poem»
(Blue Note, 2021)

Рейтинг: 4.5 из 5.

Если сильно упрощать, то карьеру великого саксофониста Чарльза Ллойда можно разделить на три этапа. Первый — это головокружительное время с 1966-го по 1968-й, когда не знавший границ собственной крутости квартет молодого Ллойда покорял зрителей по обеим сторонам Атлантики и «‎железного занавеса». Успех Ллойда был настолько стремительным, что он, кажется, и сам не понял, как из подающего надежды джазмена превратился в звезду шоу-бизнеса и автора самого продаваемого в США альбома 1967 года, который делил сцену концертного зала «‎Филлмор Уэст» с Джими Хендриксом, Дженис Джоплин и Jefferson Airplane. Но внезапно свалившаяся слава не окрылила Ллойда, а стала непосильной ношей. В поисках душевного равновесия перегретый информационным шумом Ллойд отправился на детокс сначала в Малибу, а потом еще дальше, в Биг-Сур. Там он тусовался с Майком Лавом из The Beach Boys, Бобом Диланом и Кэтом Стивенсом, занимался духовными практиками и изредка выпускал близкие к стилю «нью-эйдж» альбомы. Так в карьере Ллойда начался второй период — добровольный дауншифтинг, который растянулся на десять с лишним лет.

Наверняка многие в тот момент уже махнули на музыканта рукой, и вдруг он решил вернуться. Вначале ненадолго, только чтобы поддержать тур французского пианиста Мишеля Петруччиани. А с конца 80-х — уже всерьез и навсегда, сразу же заручившись поддержкой продюсера Манфреда Айхера и лейбла ECM. Как знать, случился бы в карьере Ллойда третий период — ренессанс, — если бы не острое кишечное заболевание, которое он перенес в 1986 году. За двадцать лет до этого саксофонист решил приостановить карьеру, испугавшись, что потеряет себя в погоне за деньгами. Но теперь то же чувство — страх — заставило его вернуться, чтобы реализовать свой музыкальный талант, пока не поздно. Поначалу публика и критики воспринимали возвращение Ллойда осторожно, но с каждым новым альбомом он отвоевывал утраченные позиции, и в конце концов занял по праву принадлежащее ему место джазового классика, чью новую музыку ждут затаив дыхание.

В 2015 году, накануне решающего шага к официальному признанию — включению в Зал джазовой славы NEA Jazz Masters, — Ллойд внезапно покинул лейбл ECM после 25-ти счастливых совместных лет и перешел под крыло американского мейджора Blue Note. О том, насколько весомым оказался вклад нового продюсера лейбла, Дона Уоза, в этот крупный трансфер, остается только догадываться, зато с уверенностью можно сказать, что главным фактором стали музыкальные устремления самого Ллойда. А именно — группа The Marvels. Вряд ли на ECM, даже при той свободе, которую давал музыканту Айхер, могла бы появиться группа с уклоном в блюзовую и кантри-эстетику, построенная вокруг двоих гитаристов, насквозь пропитанных американской музыкой, один из которых к тому же играет на педальной стил-гитаре. Конечно, Ллойд, помимо работы с The Marvels, продолжил выпускать привычные для себя постбоп-альбомы, но ведь не ради них он на девятом десятке решился на столь радикальные перемены.

The Marvels для него — это возвращение домой, назад в родной Мемфис, где он с детства познавал азы мастерства у пианиста Финеса Ньюборна, играл вместе с блюзовыми титанами Хаулином Вулфом и Би Би Кингом и гонял на концерты кантри-группы Snearly Ranch Boys, где впервые увидел в деле педал-стил-гитариста по имени Эл Весково. В дальнейшем Ллойд и Весково стали друзьями, и теперь понятно, что приглашение в The Marvels виртуоза Грега Лиса, играющего именно на стил-гитаре, было неслучайно. Таким же неслучайным оказалось участие в группе другого гитариста, великого Билла Фризелла. Фризелл впервые увидел Ллойда на концерте в Денвере еще шестнадцатилетним мальчишкой и давно мечтал сыграть с музыкантом, до уровня которого в юности даже и не мечтал дотянуться. Саксофонист, в свою очередь, мог почувствовать во Фризелле неслышимые постороннему уху связи с игрой гитариста Робби Робертсона, с которым в 1965 году записал свой второй альбом «‎Of Course, Of Course».

Связи с прошлым Ллойда стали для The Marvels источником творческой энергии и основным топливом. Они обнаруживаются и в репертуаре, где каждая песня связана с тем или иным памятным для Ллойда моментом, и даже в названии альбомов. Например, новая, третья по счету, пластинка группы — «‎Tone Poem» — названа в честь композиции, которую Ллойд вместе с Мишелем Петруччиани, барабанщиком Джеком ДеДжонеттом и контрабасистом Сесилом Макби исполнил в 1985 году на гала-концерте по случаю перезапуска лейбла Blue Note.

Местами от количества символических гиперссылок становится даже не по себе, но сколько бы побочных мыслей ни вызывал контекст, главное чувство, связанное с музыкой The Marvels, — радость. Она не бросается в глаза и не лезет в уши, но не заметить ее, полную спокойного достоинства, невозможно. Радость, которую создают The Marvels, никуда не торопится и в то же время не боится никуда исчезнуть. Она — в тех самых скрепах, о которых так много и суетливо говорят и которые совсем разучились создавать. Она — в связях с традицией, в передаваемом из рук в руки мастерстве, в дружбе и взаимопонимании, в принятии жизненного опыта и неизбежно сопряженных с этим опытом трудностей, в умении с такими трудностями справляться и продолжать радоваться каждому дню, в крепком здоровье, наконец. Консерватизм, который у многих вызывает отторжение из-за назидательного тона, в случае с Ллойдом и The Marvels не более чем личный опыт, блокнот с воспоминаниями, которые не стыдно еще раз прожить. Это карта памяти, где на самом деле куда больше событий, чем может вместить в себя жизнь одного, пусть и очень яркого человека.

В этом смысле «‎Tone Poem» — квинтэссенция выбранного Ллойдом для The Marvels творческого метода. По сравнению с двумя предыдущими альбомами, «‎I Long to See You» (2016) и «Vanished Gardens» (2018), ставшими по воле случая самыми успешными для Ллойда со времен «Forest Flower» (1967), «Tone Poem» — более расслабленная, «музыкантская» пластинка, которую лидер сознательно лишает претензий на хитовость. На ней нет приглашенных вокалистов (в записи «‎I Long to See You» участвовали Уилли Нельсон и Нора Джонс, а «Vanished Gardens» была записана с участием звезды кантри Люсинды Уильямс) и мелодий, напрашивающихся на повтор в отрыве от всего альбома. Интонационно «Tone Poem» звучит тише и, как любой разговор на полутонах, требует большего внимания к деталям. Если исполненная Люсиндой Уильямс песня «Dust» настолько хороша сама по себе, что ее можно ставить в любое время и при любых обстоятельствах, не переслушивая при этом «Vanished Gardens» целиком, то из «Tone Poem», что называется, песни не выкинешь. Этот альбом записан в обход широкой аудитории для тех, кто понял жизнь, джаз, Ллойда — и никуда не торопится.

Что и говорить, если Ллойд начинает пластинку не с одной из засевших в подкорке массового сознания рок-нетленок, а с дружеского поклона великому Орнетту Коулману. С помощью тонких ритмических настроек контрабасиста Рубена Роджерса и барабанщика Эрика Харланда, выдающихся гитарных умений Фризелла и Лиса и по-прежнему, несмотря на возраст, виртуозную игру самого Ллойда, угловатые в оригинале композиции Коулмана «Peace» и «Vanished Gardens» переходят в режим slow-mo. Дальше в неторопливом ритме перед слушателем проплывают душещипательная баллада «Anthem» Леонарда Коэна, новый протяжный блюз Ллойда «Dismal Swamp», заглавная композиция «Tone Poem», уже встречавшееся на «Vanished Gardens» задумчивое посвящение Телониусу Монку «Monk’s Mood», романтичная кубинская «Ay Amor» и посвященные, соответственно, Габору Сабо и Чико Хэмилтону «Lady Gabor» и «Prayer». Как и в случае со сценой из любимого фильма или штрафным ударом любимого футболиста, снятыми в замедленной съемке, при прослушивании «Tone Poem» не хочется упустить ни один звук. То, что делает 83-летний Ллойд вместе с The Marvels, не стоит воспринимать как должное, каким бы легким и воздушным ни казалось происходящее на альбоме. Волшебство может исчезнуть в один миг, а в случае с великим саксофонистом Чарльзом Ллойдом хочется, чтобы миг этот длился как можно дольше.


Слушать на Apple Music | Deezer | YouTube Music | Яндекс.Музыка

Об авторе

Александр Аношин

Сооснователь JAZZIST. Увлеченный джазовый слушатель, обозреватель и блогер. Ведет Telegram-канал On The Corner.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии