Various Artists
«J Jazz Volume 3:
Deep Modern Jazz
from Japan»
(BBE, 2021)

Рейтинг: 5 из 5.

Лейбл BBE Music выпустил очередную часть архивных изысканий в области японского джаза, начатых три года назад. Как и две предыдущие серии, эта компиляция составлена известными английскими коллекционерами и знатоками Тони Хиггинсом и Майком Педеном, которые проделывают огромную работу по извлечению на поверхность японских джазовых редкостей, выходивших в 60-е – 80-е годы. Первая и вторая части уже распроданы, и теперь за них просят внушительные суммы.

Пожалуй, главное достоинство третьей части в том, что она показывает японский джаз как крайне разнообразное и мультижанровое явление. Модальный джаз, фри-джаз, спиричуэл, постбоп, фанковый фьюжн, самба, босса-нова и даже фламенко — национальная сцена представлена исчерпывающе, и каждый трек — практически открытие. 

Из особенных раритетов стоит отметить запись 1986 года — «Song Of Island», стремительный модальный джаз в исполнении Yasuhiro Kohno Trio + One. Лиричный джазовый вальс «Planets» трио Масару Имады и превосходная кавер-версия «Black Nile» Уэйна Шортера в исполнении квартета Хидеясу Теракавы с Хироси Фудзии на вибрафоне — еще две крупные рыбы в сетях составителей сборника. Оригинальные издания этих композиций практически недоступны рядовым коллекционерам, а здесь они переиздаются впервые. «Song for Hope» трио Аки Такасэ — не такая редкость, но это никоим образом не умаляет удивительную красоту этой концертной записи с виртуозной фортепианной партией Такасэ и по-восточному мудрой, спокойной игрой барабанщика Такэо Мориямы. 

Отдельной сюжетной линией на сборнике проходит латиноамериканская музыка, которая всегда пользовалась особой любовью японских музыкантов и слушателей. Любопытно наблюдать, как своеобразно японцы сочетают с джазом настроения и ритмы этой музыки. Бразильская тематика представлена танцевальным номером «Groovy Samba» Хидэо Сираки или, например, «1/4 Samba» Тацуи Накамуры, в котором «кислотная» электрогитара добавляет происходящему добрую порцию тропикалии. А вот «Cumorah» виртуозного контрабасиста Эйджи Накаямы (оригинал вышел на блистательном альбоме 1979 года «My Present Song») — это уже латиноамериканский джаз в сочетании с фламенко, где гитара, бас и ударные создают богатое красками музыкальное полотно. 

Отдельного внимания стоит двадцатиминутный фри-джазовый опус «Acoustic Chicken» трио Коичи Мацукадзэ — редкая концертная запись 1975 года, сделанная при участии легендарного барабанщика Рёдзиро Фурусавы.

Серия «J Jazz» получит свое продолжение: некоторые из пластинок, которые были использованы при составлении сборника, переиздадут целиком. В их числе, например, дебютный альбом саксофониста Косукэ Минэ «First» (1970), также ставший первым релизом в дискографии культового японского лейбла Three Blind Mice, — эта пластинка представлена на сборнике абстрактной меланхоличной композицией «Morning Tide»

Одним словом, очередной эпизод увлекательного сериала про японский джаз удался, а интрига по-прежнему сохраняется. Банзай, кампай — и браво. 


Слушать альбом: Bandcamp | Apple Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии