Charlie Ballantine «Reflections/Introspection: The Music of Thelonious Monk» (Green Mind, 2021) | Джазист | Рецензии

Charlie Ballantine
«Reflections/
Introspection:
The Music of Thelonious Monk»
(Green Mind, 2021)

Гитаристов масса. Хороших гитаристов меньше, а гитаристов, отмеченных печатью оригинальности, за которыми хочется следить, можно пересчитать по пальцам. Чарли Баллантайн — тот, за кем хочется следить.

Во время локдауна Баллантайн, уроженец Индианаполиса, перечитывал книги своего любимого писателя и земляка Курта Воннегута. Закончив очередную, он брал в руки гитару, чтобы спонтанно выразить впечатления через музыку. Результатом этих импровизаций, впоследствии аранжированных для секстета и музыкальной шкатулки, стал альбом «Vonnegut», выпущенный в декабре 2020 года. Как и писатель, который сплетал воедино сатиру, фантастику, антиутопию и фарс, Чарли Баллантайн вышел за рамки одного жанра: его «Vonnegut» находится где-то между джазом, фолком, мягким прог-роком и академическими влияниями.

После Воннегута Баллантайн переключился на глубокое изучение музыки Телониуса Монка. Эта деятельность тоже оказалась весьма плодотворной, и в середине сентября Чарли выпустил альбом «Reflections/Introspection: The Music of Thelonious Monk».

В истории джаза Монк занимает особое, парадоксальное место. Законодатель мод, один из отцов бибопа — и вместе с тем аутсайдер, непризнанный гений, который годами не мог найти работу. Виртуозный пианист — и вместе с тем импровизатор, старательно прятавший технику за резкой манерой игры и острыми диссонансами, которые могли казаться ошибками, но, конечно, ими не были. В своей книге «Thelonious Monk: The Life and Times of an American Original» биограф пианиста Робин Келли рассказывал, что в молодости он был одержим музыкой Монка и пробовал играть ее, но никак не мог проникнуть в суть. Келли играл больше нот, потом меньше нот, экспериментировал с ритмом. И вот однажды ему приснилось, что Монк услышал его попытки и сказал: «Ты делаешь не те ошибки».

Действительно, музыка Телониуса Монка требует особого подхода. Нельзя просто сыграть тему и пойти гулять по гармонической сетке — нужно проникнуться духом этой музыки, чтобы освоить все необходимые «ошибки», намеренное мелодическое, гармоническое и ритмическое спотыкание Монка. Чарли Баллантайн с задачей справился, и мелочи, доказывающие это, небрежно разбросаны по всей пластинке. Взять хотя бы момент, когда в теме «Off Minor» Чарли берет на открытой первой струне и шестом ладу второй струны некомфортный для слуха, но любимый монковский интервал — малую секунду (ми — фа). Уже в одном этом мимолетном акценте, конгениальном музыке Монка, проявляется отличное чувство материала.

Альбом «Reflections/Introspection: The Music of Thelonious Monk» не такой конгломерат жанров, каким был «Vonnegut», — Чарли вместе с басистом Джесси Уиттманом, барабанщиком Крисом Паркером и саксофонисткой Амандой Гардье в целом придерживается джазового канона. И всё же некоторые вольности музыканты себе позволяют: несколько тактов «Brilliant Corners» движутся в сторону хард-рока, «Green Chimneys» прифанковывается, а пьеса «Bemsha Swing», написанная Монком в соавторстве с ударником Дензилом Бестом, приобретает карибский оттенок (что, кстати, вполне логично, ведь Бест был родом с Барбадоса; еще одно свидетельство всестороннего погружения Чарли в матчасть и ее исторический контекст).

Как ни парадоксально это звучит, Чарли Баллантайн — один из немногих, кому удается делать те самые «нужные ошибки» в музыке Телониуса Монка.


Слушать на YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии