Памятники при жизни обычно ставят себе любимым одиозные диктаторы. А вот в джазе прижизненные памятники в виде альбомов-трибьютов весьма распространены, и живая легенда, 88-летний Уэйн Шортер удостаивался такой чести уже не раз. Очередной памятник Шортеру в виде альбома «Absence» воздвиг на площадке, предоставленной лейблом Blue Note, трубач и композитор Теренс Блэншард.
(Новоорлеанское происхождение музыканта заставляет многих произносить его фамилию на французский манер: Бланшар. Возможно, у Теренса действительно креольские корни, мне так и не удалось докопаться до истины в этом вопроск. Поэтому, чтобы не вызывать аллергию у сторонников той или иной версии, в этом тексте он в дальнейшем будет фигурировать как Теренс Блэншард — именно такое произношение слышится в различных интервью с музыкантом, и он не возражает.)
Почти одновременно в 2021 году «подали голос» два знаменитейших «молодых льва» поколения 80-х: саксофонист Кенни Гарретт, о чем альбоме «Sounds from the Ancestors» я имел честь писать совсем недавно, и герой нашего сегодняшнего рассказа. Можно сказать, что представители именно этого поколения — главные мэтры современного джазового мейнстрима.
Теренс вообще оказался одним из самых успешных в этом поколении, причем и как исполнитель, и как композитор. Пять премий «Грэмми», девять номинаций на «Грэмми» и две номинации на «Оскар» говорят сами за себя. Его композиторские успехи особенно впечатляют: он зарекомендовал себя в качестве прекрасного автора музыки для кино и телевидения, успешно работая в творческой связке с режиссером Спайком Ли. 27 сентября нью-йоркская Метрополитен-опера открывает новый сезон оперой Теренса «Fire Shut Up in My Bones» (второй в его карьере) — это первый за всю историю Метрополитен-опера случай постановки оперы темнокожего композитора. Не меньше поводов для оценки его разносторонних талантов дает и альбом «Absence». В записи участвовал возглавляемый им квинтет The E-Collective и очень известный струнный ансамбль The Turtle Island Quartet.
В программу альбома вошли пять композиций Уэйна Шортера, включая ранние опусы времен Weather Report, собственные сочинения Блэншарда и членов его ансамбля, а также одна композиция Дэвида Балакришнана, бессменного лидера The Turtle Island Quartet. Если попытаться охарактеризовать «Absence» одним словом, то я бы выбрал термин «грандиозность». По ходу прослушивания меня не оставляло ощущение, что играет целый оркестр. Конечно, Теренс по-прежнему остается великолепным джазовым трубачом — достаточно послушать его в собственной композиции «I Dare You». Но прежде всего, на мой взгляд, эту работу отличает отточенность композиций и аранжировок. Из сочинений участников The E-Collective особенно впечатлила пьеса гитариста Чарльза Альтуры «Dark Horse». И, конечно, нельзя остаться равнодушным, слушая самую объемную пьесу альбома — одиннадцатиминутную «The Second Wave» Балакришнана. Надо сказать, что для The Turtle Island Quartet участие в джазовых проектах не новость. Квартет играл ранее музыку Джона Колтрейна, Телониуса Монка, Чика Кориа и даже Джими Хендрикса. Так что участие академического струнного квартета в джазовом трибьюте Шортеру выглядит довольно органично.
А далее позвольте несколько очень субъективных строк. При всём композиционном и исполнительском блеске проекта, при всем уважении к мастерству всех его участников и лидера мне показалось, что «Absence» дает слишком много пищи (и высококачественной пищи!) для ума, но слишком мало — для сердца и души. По крайней мере, до меня этот альбом не достучался. Разумеется, это говорит только об индивидуальных особенностях восприятия, и я тем более призываю читающих эти строки послушать «Absence», чтобы вынести альбому собственную оценку.
Слушать на Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка