В новом выпуске рубрики «Ориентиры» Олег Соболев рассказывает об одном из самых важных альбомов оркестра Каунта Бэйси и биг-бэндового джаза вообще.
Сегодня исполнилось 122 года со дня рождения Уильяма Джеймса Бэйси, он же Каунт Бэйси, то есть Граф Бэйси. Прекрасный повод переслушать, пожалуй, самую известную полноформатную пластинку маэстро.
Джазовый критик Бенни Грин в 80-х заметил: «Если вам нужно объяснять, почему музыка Бэйси работает, значит, вы ее всё равно не поймете». В этих словах есть правда. Бэйси — старая школа, он формировался в эпоху, когда джаз был чистым как стекло — физиологичным, эмоционально прямым, действенным. Оркестр Бэйси всегда сохранял старомодную танцевальность, даже на относительно смелых по меркам Графа альбомах вроде «Afrique» (1971), на котором звучали резкие и модернистские сочинения Оливера Нельсона и Альберта Айлера (впрочем, от Бэйси до Айлера путь короче, чем многие думают). При этом манера игры Бэйси как пианиста тоже оставалась нарочито простой. Его минималистичные соло были антитезой виртуозности: два аккорда с широкими интервалами, потом короткая трехнотная фраза, повторенная десятки раз, — и готово.
Разумеется, к середине 50-х казалось, что музыка Бэйси окончательно устарела: стремительный бибоп смел мягкую и свингующую манеру оркестра, превратил музыку в антиквариат. Но сам Граф никуда не собирался уходить, исчезать, пропадать. Просто требовался кто-то молодой — человек, способный уловить суть стиля Бэйси и придать ему современное звучание.
Этим «молодым» стал Нил Хефти — 35-летний трубач и композитор. Выпускник биг-бэнда Вуди Хермана First Herd, для которого Стравинский сочинил свой «Эбеновый концерт». Хефти превосходно понимал и устройство большого джазового оркестра, и язык современной ему музыки. Для новой пластинки Графа он написал весь материал, собственноручно аранжировал его и сам продирижировал записью.
Хефти сохранил главное в эстетике Бэйси — легкость, прямоту, характерную танцевальную сварливость — и одновременно обогатил ткань аранжировок свежими гармониями и легкими диссонансами. Результатом стал этот альбом, известный под тремя разными названиями. Альбом с одной из лучших обложек в истории джаза, в которой идеально всё — и фотография, и шрифты, и общий посыл. Приготовьтесь: сейчас вас подорвет от музыки.
И альбом действительно моментально работает как бомба. Первая композиция, «The Kid from Red Bank», — это мощные раскаты духовых, ударный ритм в пол и стремительные, не потерявшие своего колорита фортепианные пролеты Бэйси.
Таких буйных треков здесь много: взять хотя бы «Double-O», которая будто разрывается от игры саксофониста Эдди Дэвиса. Но не меньше и лирики: два будущих стандарта — «Duet» и «Lil’ Darlin’» — стали со временем эталонами медленного свинга.
Идеям Хефти — сделать оркестр Бэйси свежим, кричащим, детализированным, выделить красоту и мощь игры отдельных исполнителей — немало помогла звукорежиссерская и продюсерская работа легендарного «джазового хастлера» Тедди Рейга. Благодаря ему альбом во всех ремастерах и на любых прессах звучит выпукло, ярко, сочно. Чего стоит один только контрабас Эдди Джонса в «Whirly-Bird».
Задача Бэйси, Хефти, Рейга и, вероятно, Нормана Гранца, активно помогавшего Графу в те годы, заключалась в том, чтобы сделать оркестр современным. На выходе же они получили результат, который давно перерос ту эпоху, в которую создавался. Альбом оказался вечным: он до сих пор звучит свежо, поражает своей прытью и заставляет притаптывать ногами в такт.
Слушать на Apple Music


















