David Binney «A Glimpse of the Eternal» (Criss Cross Jazz, 2022) | Джазист | Рецензии

David Binney
«A Glimpse of the Eternal»
(Criss Cross Jazz, 2022)

Альт-саксофонист Дэвид Бинни не слишком-то известен широкому кругу слушателей, хотя находится на хорошем счету у коллег, о чем говорит список сотрудничающих с ним музыкантов из высшего эшелона современного креативного джаза. На свежем альбоме ему помогают пианист Крейг Тэборн, басист Эйвинд Опсвик и барабанщик Дэн Уайсс, каждый из которых и сам по себе величина, и отличный сайдмен. В прошлом у него играли такие музыканты как Кенни Уоллесен, Крис Поттер, Тайшон Сори, Джим Блэк, а он сам принимал участие в записях Ури Кейна, Майлза Окадзаки, Алекса Сипягина и трио Medeski Martin & Wood. Новый альбом стал для Бинни десятым релизом на легендарном нидерландском лейбле Criss Cross, который был основан в 1981 году Герри Тикенсом. Бинни поддерживал теплую связь с издателем вплоть до кончины последнего в октябре 2019-го. После некоторого затишья дела лейбла взял в руки сын Тикенса — не пропадать же каталогу из около 400 релизов. Тикенс-младший договорился с несколькими музыкантами, наиболее близкими отцу, о новых работах. В число избранных попал и Дэвид.

Бинни родился в 1961-м во Флориде, а вырос в Калифорнии. В 19 лет он перебрался в Нью-Йорк и работал там почти всю жизнь, но в 2018-м вернулся на Западное побережье, в Лос-Анджелес. Учился у Дэйва Либмана, основал собственный лейбл Mythology Records, в последние годы, особенно в пандемию, много работал над электронной музыкой. За свою сольную карьеру Дэвид выпустил около тридцати альбомов, которые стилистически затрагивали многое: фьюжн-фанк, мейнстрим и даже эксперименты в области эмбиента. Но всё же львиную долю музыки Бинни можно причислить к авторскому современному джазу, находящемуся где-то между эстетикой ЕСМ и тем, что в Нью-Йорке зарождалось, например, у Тима Берна и Генри Тредгилла, а потом преобразовалось в мат-джаз — недаром с Бинни играют многие представители именно этого направления. Хоть его музыка и крайне редко заходит на авангардные территории, оставаясь всегда мелодичной и удобоваримой для уха джазового слушателя, но математические построения ритмов и хитрые аранжировки являются неотъемлемыми частями композиторского мышления саксофониста. Он сам так и не добрался до больших лейблов (кроме, собственно, Criss Cross) и до сих пор совсем не прочь издаться на ЕСМ.

Новый альбом как нельзя впору подошел бы знаменитому лейблу. В отличие от работ Бинни последних лет пятнадцати, в этот раз он решил привнести больше лирики в музыку, вспомнив джаз 50–60-х с мелодической основой. Действительно, музыка записана более спокойная, приглушенная; хотя Бинни не то чтобы и раньше давил экспрессией и громкостью. В первые минуты открывающей пьесы «Our Place» можно даже заскучать, ожидая более привычные ломаные ритмы. Но после обнаруживаешь неожиданные стороны игры каждого музыканта, которых приходилось слышать ранее в иных контекстах. И если от того же Тэборна привычным образом ожидаешь чего угодно — а он буквально может всё, — то деликатнейшая и хрупкая игра Уайсса может удивить ценителя его личных групп вроде Starebaby. Сам Бинни в который раз показывает великолепный альтовый звук и прекрасную технику игры. Когда-то он намеренно сконцентрировался только на этом типе саксофона, с тех пор оттачивает мастерство на протяжении десятилетий.

После первых трех номеров идет пьеса «Vibe Changer», одним названием прямо говоря о смене настроения: это бодрый ритмически ориентированный джаз, который с легкостью играют мат-джазмены. Далее новые сюрпризы: Тэборн играет сольную пьесу «Craig», вновь уводя музыку в другое русло. Тут нельзя не отметить роль пианиста в музыке Бинни. Появившись на нескольких альбомах саксофониста, Крейг каждый раз привносит нехарактерные идеи, меняя угол обзора и обнажая скрытые прелести. Так случается и на этот раз, что наглядно показывают следующие два трека «Blue Sky» и «Nightfall» — и это неприкрытая отсылка к каталогу ЕСМ — авторства Яна Гарбарека и Ральфа Таунера. Квартет с любовью подошел к исполнению классики, и именно Тэборн несет ту самую фирменную хрупкость саунда. Надо сказать, что Бинни почти никогда не исполняет чужую музыку на собственных альбомах; что ж, эксперимент удался.

Вторую часть альбома Бинни открывает собственным соло, за которым идет коротенькая камерная зарисовка «Group» всем квартетом. Это вновь перестраивает внимание слушателя, а квартет, как будто не замечая, продолжает возделывать нишу баллад и лирики. Тэборну отдан еще один сольный номер, а под самый конец музыканты берутся за «I Had the Craziest Dream» — песню 1942 года, которую исполняли в числе прочих Нэт Кинг Коул, Аструд Жилберту, Рэй Чарльз и Фрэнк Синатра. Подборка материала в программе настолько необычна для Бинни, что впору поверить, будто он действительно увидел ее в странном сне.

С одной стороны, альбом получился недостаточно ровным и сбалансированным. С другой, ровно те же особенности цепляются за ухо. Каждый новый поворот хочется расслушивать не единожды в попытке осознать мысль музыканта. Находясь в джазовых рамках, Дэвид каждый раз отыскивает пусть небольшие, но всё же лазейки из тисков этих идиом, в чем ему немало помогают коллеги. В таких отклонениях от правил и есть суть творчества Бинни.


Слушать на Apple Music | YouTube Music | Spotify

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии