Коллектив Zooid, ведомый композитором, саксофонистом и флейтистом Генри Тредгиллом, которому в этом году исполнилось 77 лет, выпустил свой шестой альбом — первый с 2015 года. В 2016-м за альбом «In for a Penny, In for a Pound» Тредгилл получил Пулитцеровскую премию, став всего лишь третьим джазовым музыкантом среди ее лауреатов (в 1997 году им был Уинтон Марсалис, а в 2007-м награды удостоился Орнетт Коулман), и в последние годы Генри Тредгилл работал с музыкой для больших составов. Казалось бы, страница Zooid закрыта, потому как раньше Генри распускал свои коллективы: к таким, как Air, Sextett, Very Very Circus, Make A Move, он уже не возвращался. Нарушив эту традицию, Тредгилл показывает, что Zooid — возможно, главный проект в его творчестве. Состав квинтета Zooid стабилен на протяжении долгого времени: вместе с бэндлидером играют Хосе Давила (тромбон и туба), Либерти Эллман (акустическая гитара, сведение и мастеринг), Эллиот Умберто Кави (ударные) и Кристоф Хоффман (виолончель). Такое долголетие среди современных групп встречается всё реже, особенно когда они играют непростую музыку, которая требует внимания и времени на оттачивание. Прогрессив-джаз Zooid — как раз такая музыка.
Творчество Zooid — закрытая и во многом уникальная система. Это модульная импровизация-композиция, где музыканты отказываются от гармоний, где есть строгие правила солирования и отсутствуют явные отсылки к тем или иным корням, будь то джаз, фольклорные традиции или академическая музыка. Вместо всего этого Тредгилл внедряет так называемый «последовательный интервальный язык» (serial intervallic language), предоставляя музыкантам не выверенную партитуру и простор для интерпретаций и импровизаций, а определенные образцы фраз, мелодий и ритмов, которые становятся главными ориентирами для каждого из исполнителей. Само слово Zooid означает клетку, способную к независимому движению в живом организме. Так и каждый из музыкантов будто существует сам по себе и играет свою линию, практически не пересекаясь очевидным образом с остальными, но при этом находясь вместе с ними в едином процессе воплощения замысла композитора. Про эту «систему координат» написана уже не одна диссертация, а вот последователей у нее, кажется, нет.
Говорить что-то конкретное о новом релизе довольно трудно, как и о любой другой работе Zooid. Эту музыку сложно слушать без предварительной «настройки» и подготовки. Тредгилловские ритмика и грув своеобразны: их поначалу не понимаешь и не принимаешь, а музыкантов считаешь академистами, играющими в джаз. Когда же начинаешь поверхостно воспринимать мелодические линии, возникает ровно противоположная мысль: почему джазмены решили зайти на территорию академической музыки? Подобные обманчивые впечатления могут вызвать даже отторжение этой музыки. Однако ее ценность уже хотя бы в том, что она ставит перед слушателем вопросы и вызывает его интерес, заставляя искать ответы. После второго-третьего прослушивания начинаешь замечать отдельные элементы, которые выстраиваются в общую логику повествования. Слушая еще, удивляешься, насколько система Тредгилла замысловата и складна. Затем поражаешься точности исполнения, в котором достаточно и изысканности академической музыки, и рыхловатости импровизации, и простых человеческих случайностей, погрешностей. Коллектив настолько сыгран, его внутреннее взаимодействие настолько слаженно, что в какой-то момент буквально перестаешь осознавать, где импровизация, а где музыканты играют по нотам. Относительно небольшой хронометраж альбома идет ему на пользу: эти 38 минут можно слушать по кругу, раз за разом открывая всё новые слои музыки и подмечая нюансы.
Вспоминается коллега Тредгилла по креативному джазу Энтони Брэкстон (к слову, оба в 60-х учились игре на саксофоне у одного и того же преподавателя), однако между этими музыкантами есть существенное различие. В последние годы музыка Брэкстона расширяет свое влияние: ее всё чаще исполняют, всё глубже изучают его принципы композиции и способы импровизации, чему и сам Брэкстон способствует, привлекая в свои проекты новых музыкантов и разъясняя свои идеи в рамках собственной преподавательской деятельности. А музыку Тредгилла играет лишь он сам и небольшое количество посвященных. Без сомнения, это делает каждый его новый релиз настоящим событием. Не стал исключением и свежий альбом.
Слушать на Bandcamp | Spotify | Яндекс.Музыка