David Murray,
?uestlove, Ray Angry
«Plumb»
(J.M.I., 2023)

Кажется, релиз тенор-саксофониста Дэвида Мюррея и двух участников группы The Roots — клавишника Рэя Энгри и ударника ?uestlove — прошел практически незаметно. Возможно, это связано с тем, что физический носитель еще только дожидается своего часа: будет бокс-сет из четырех (!) пластинок на два часа шестнадцать минут. Или же причина в том, что это и не джаз, и не хип-хоп, и вообще непонятно, что представляет собой эта музыка?

Любителям джаза Мюррея лишний раз представлять не нужно. Он давно и по праву считается одним из главных тенор-саксофонистов современности. С 1975 года обитая в Нью-Йорке, Мюррей прошел через фри-джазовые лофты, основал знаменитый World Saxophone Quartet, руководил собственными группами, сотрудничал с огромным количеством музыкантов разных поколений и направлений. В его дискографии сотни наименований, и останавливаться он не намерен.

На этом фоне послужной список Рэя Энгри выглядит менее впечатляющим, но он работал с немалым количеством поп-звезд, а в конце 2000-х подключился к The Roots. Группа уже почти пятнадцать лет занимает место хаус-бэнда в вечерней программе Джимми Фэллона, а это уже само по себе означает высочайший класс музыкантов и их способность быстро ориентироваться в разных музыкальных ситуациях. Поначалу The Roots еще можно было воспринимать исключительно как хип-хоп-команду, но чем дальше, тем сильнее проявлялись их таланты в других областях. И тут основатель группы Квестлав (?uestlove или Questlove, а в миру — Амир Томпсон) впереди всех. 

В 2023 году он стал лучшим барабанщиком в категории R&B по версии журнала «Modern Drummer». Квестлав пишет книги, снимается в фильмах и снимает их сам. В 2022-м он получил «Оскара» за документальный фильм «Summer of Soul (…Or, When the Revolution Could Not Be Televised)» о знаковом, но забытом Гарлемском культурном фестивале 1969 года, а его книга «Something to Food About» представляет собой сборник интервью с шеф-поварами о хитростях приготовления блюд.

И вот Мюррей, Энгри и Квестлав собрались в студии, чтобы записать четырнадцать джемовых треков. Главный вектор альбома понятен с самого начала: Квестлав закладывает грув, подкрепленный слоями клавишных басов и атмосферных подкладок Энгри, а поверх всего этого солирует Мюррей. Саксофонист, никогда не стеснявшийся затяжных соло и демонстрации собственной виртуозности, прекрасно себя чувствует и отрывается на полную катушку. Ритмы Кветлава здорово качают: есть в них и хип-хоп, и фанк, и ритм-н-блюз, и немного свинга, и щепотка чего-то построкового. 

А Рэй Энгри здесь чуть ли не главный. Пока его партнеры занимаются тем, что умеют делать лучше всего, ему приходится находить для всей группы необходимый фундамент: он отвечает не только за бас, но и за гармоническую составляющую. Делает он это на удивление легко и разнообразно, и подхватывая паттерны Квестлава, и следуя за полетом мысли Мюррея. Именно его умение быстро сориентироваться в материале, отыскать необходимое направление для развития общей музыкальной мысли и найти нужную краску клавишных делает альбом крайне занимательным и легким для восприятия.

Что-то неуловимо роднит музыку трио с музыкой Принса, когда он не занимался песнями, а именно что импровизировал. Его альбом «N·E·W·S» (2003) — это тоже беззаботные длинные сейшны, сыгранные явно не для поклонников песен Принса, но и не рассчитанные на бывалых джазовых ценителей. Что же в этом интересного? Хотя бы то, что этим занимаются неординарные музыканты. А если прибавить к этому максимальную искренность и неподдельный кайф, с которым Мюррей, Квестлав и Энгри играют вместе, мы получим больше двух часов отличной музыки и очаровательной атмосферы.


Слушать на YouTube | YouTube Music | Spotify

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии