Русский эстонец Миша Панфилов уже давно имеет репутацию одного из самых трудолюбивых музыкантов на психодел-фанковой и околоджазовой сцене. Прошедший год оказался для музыканта особенно продуктивным: осенью вышли сразу два новых альбома Панфилова — «In Focus» и «Atlântico»; об обоих сегодня и пойдет речь. Помимо них, выпустил альбом еще и ведомый Панфиловым коллектив Penza Penza, чье творчество в большей степени отталкивается от стандартов классического фанк-фьюжна и гаражного панк-рок-звучания. Мы остановимся на джазовой стороне Панфилова, хотя стоит сразу оговориться, что в его случае любые жанровые границы оказываются в большей степени условностью.
Звезда Панфилова взошла в середине 2010-х. Если вы интересуетесь «библиотечной музыкой», странными проявлениями инструментального фанка и рейр-грува (так собирательно называют малоизвестный фанк, R&B и джаз-фанк 70-х), а также их преломлениями в джазовом зеркале, то вряд ли это имя могло пройти мимо вас. Misha Panfilov Sound Combo, Hanz Mambo & His Cigarettes, Estrada Orchestra, Dead End Boogie — вот всего лишь несколько проектов, за которыми стоит музыкант, до недавнего времени живший в Таллине. Он начинал с тяжеловесных фанковых сорокопяток, выходивших на знатном детройтском лейбле Funk Night, записывал отличные коллаборации с американским мультиинструменталистом Шоном Ли. Боссы другого выдающегося американского лейбла Ubiquity пару лет назад предложили Панфилову написать музыку к ранее не издававшимся песням соул-дивы Глории Энн-Тэйлор, с чем музыкант блистательно справился. В 2022 году испанский лейбл 2 Headed Deer, специализирующийся на эстетском «джаз-не-джазе», выпустил альбом Панфилова «Momentum», удивительную запись, одновременно вдохновленную спиричуэл-мотивами Джона Колтрейна и Сан Ра, минимализмом Терри Райли и шедеврами европейской кинематографической музыки 70–80-х.
«In Focus» выпустил в сентябре 2023 года базирующийся в Финляндии джазовый лейбл Jazzagression, основанный норвежским диджеем и коллекционером Йоханом Лавиком (помимо всего прочего он известен как специалист по редкой восточноафриканской музыке; любители редкой экзотики могут знать его по сборнику кенийской музыки на Soundway Records). Предпочтения лейбла достаточно последовательны. На нем выходила, например, музыка эстонского джазового классика Тыну Найсоо и проекта Oira Pena Анти Ваухконена, а в прошлом году лейбл выпустил совместную запись финского саксофониста Ээро Койвистойнена и английского клавишника и композитора Грега Фоата «Feathers».
Альбом Панфилова стал частью серии Jazzagression «New Library», посвященной, как ясно из названия, этой самой «библиотечной» тематике — то есть легкой, настроенческой музыке на стыке джаза, фанка, эстрады и easy listening. В пластинку, звучащую немногим более получаса, вошло десять композиций, каждая из которых могла бы украсить старенький научно-фантастический сериал или нуаровый детектив. Пластинка насквозь проникнута теплым ностальгическим вайбом. Примерно такая же по атмосфере музыка использовалась для озвучивания фильмов прибалтийских киностудий времен позднего СССР — особенно в сценах, где изображались «недоступные» западные реалии. Как тут не вспомнить золотую эстонскую соул-классику «Stopp, Seisku Aeg!» в исполнении Велли Йоонас (а отдельно — то, как она была отлично использована уже в наши дни в безумном YouTube-сериале «Внутри Лапенко»).
На «In Focus» вместе с Панфиловым, отвечающим за синтезаторы, гитары и перкуссию, можно услышать флейту и саксофон Ильи Гусарова, барабаны Рауно Вахера и вокал Анны Доценко — постоянных участников Misha Panfilov Sound Combo. К особенно удачным номерам можно отнести медленный сай-фай-фанк «Eclipse» и пропитанную интонациями босса-новы романтичную композицию «Your Smile». Пьеса «Smoky», украшенная соло на флейте Ильи Гусарова, придется по душе любителям медленного и гипнотического звучания, а «Helix» с латинской перкуссией и гитарными пассажами звучит как идеальный саундтрек для какого-нибудь спагетти-вестерна.
Миша Панфилов с недавних пор обитает в Фуншале, столице португальского архипелага Мадейра. Последний на данный момент его альбом «Atlântico» (вышел в ноябре 2023 года) был записан именно здесь, уже с местными музыкантами. Пластинка открывается восьмиминутным бэд-трипом под названием «Vertical» — грязной смесью прог-рока, гранжа, психодел-фанка и импров-джаза. Сквозь дребезжание гитар, ретроорган, грохот ударных и мощный слой электронных эффектов на поверхность с трудом пробивается духовая секция, пытающаяся представить подобие мелодии в этом нагромождении музыкального хаоса.
В «Alegria Em Movimento» Панфилов вновь предлагает собственный искаженный вариант лаунж-фанка в духе великих итальянских авторов музыки к кино Джулиано Соргини, Алессандро Алессандрони и Пьеро Умилиани. И хотя партия саксофона и хор, упрямо повторяющий «тра-ла-ла-ла-ла-ла», кажется, расставляют всё по своим местам, композиция странным образом не дает ни ощущения уюта, ни радости, которая вроде бы анонсирована в названии. Панфилов и его команда пропускают всю эту вымышленную «лаунж-действительность» через собственную испорченную призму, в которой реальность преломляется и искривляется причудливым калейдоскопом. Следующий номер, кстати, так и называется — «Caleidoscópio»: Панфилов и его группа своей музыкой визуализируют причудливые экзотические орнаменты, отсылающие слушателя одновременно к психоделу, спиричуэл-джазу и космическому краут-звучанию.
Трехминутная «Domingo magico» — это уже минималистичное эмбиент-полотно, наполненное пением птиц и расплывающимися в пространстве голосами. Привет через Атлантику отправляется Джону Кэроллу Кирби (и заодно Andre 3000 с его последним опусом). Но, пожалуй, самым запоминающимся моментом альбома стала финальная композиция «Para O Sol»: тут гитары Панфилова и духовая секция в исполнении Рафаэля Андраде (труба, кларнет) и Франциско Агилара (тенор-саксофон) оказываются в плену у заторможенной инопланетной батукады. Говоря словами классика, происходит полнейший «love in outer space».