Dennis Egberth
«The Dennis Egberth Dynasty»
(577 Records, 2025)

Шведский барабанщик Деннис Эгберт знаменит не только своим умением создавать разреженное и одновременно напряженное, полное грува и тяготений ритмическое пространство. С 2021 года он выпускает альбомы, в которых выступает и как композитор. Эти альбомы обычно отражают широту его музыкальных вкусов — от дарк-джаза с элементами латины (к примеру, «Palo Santo» с его первого сольного альбома «Dennis Egberth första»), краут-рока и джаз-мануш до сыгранного камерным инструментарием симфоджаза и фри-джаза. Впрочем, эклектичной и коллажной его музыку не назовешь — она развивается от жанрового стазиса до фри-джазовой свободы вне рамок так же естественно, как растение прорастает из семечка.

В начале 2025 года на бруклинском лейбле 577 Records вышел его очередной «сольный» альбом «The Dennis Egberth Dynasty». Сольный в кавычках, потому что, хоть материал и сочинен полностью Эгбертом, исполняет его группа, в которую входят достаточно знаменитые музыканты, в том числе выступавшие вместе с известным Fire! Orchestra Матса Густафссона. За саксофон отвечает Фредрик Люнгквист. У него достаточно «звездная» карьера: к примеру, в 2004 году Шведское джазовое сообщество признало его музыкантом года. Никлас Барнё, музыкант, склонный к исполнению авангардной музыки, как и сам Эгберт, играет на трубе. За электронику — важный, хоть и далеко не центральный компонент альбома, — отвечает Линус Хилльборг, бывший гитарист, который заинтересовался электронной музыкой и использованием электроакустики в джазе. На этом альбоме он создает эмбиентные звуки и атмосферу, придающую звучанию медитативную плавность. Алекс Зетсон играет на Wurlitzer, и его психоделические партии иногда напоминают музыку Сан Ра, а иногда заставляют вспомнить джаз-рок в духе Майлза Дэвиса. В составе ритм-секции Эгберту составил компанию канадский контрабасист Джо Уильямсон, давний соратник Эгберта. Его ритмическая работа в «Chichen Itza» создает плетеные грувы, напоминающие музыку Майлза Дэвиса эпохи «Bitches Brew».

Главный герой альбома, конечно, сам Эгберт. За его игрой слышится большой и разнообразный опыт, ведь барабанщик играл и фри-джаз (проект Se och Hör), и латиноамериканскую музыку (в составе Mambo Noir Trio), и даже рок (группа Horse). Его барабанная и перкуссионная игра делает ровно то, что нужно, — создает пространство, в котором возможно движение и музыкальные чудеса, но при этом его подходу нельзя отказать в индивидуальности. Его ритмы иногда перегружены деталями, но они великолепно создают фон для композиций.

В сопровождающей заметке к альбому на Bandcamp подчеркивается, что это современный экспериментальный джаз, в который Эгберт вводит электронику. Однако собственно электроники и экспериментов в альбоме не так много — это живые электронные обработки духовых и клавишных, эмбиентные звуки, усиливающие психоделичность звучания. Всё это скорее деликатная и умеренная приправа, чем основной акустический персонаж (в отличие от, скажем, последнего альбома The Young Mothers, где есть развернутые электронные эпизоды в духе IDM или даже техно). Да и в целом альбом сложно назвать экспериментальным — хочется сказать, что это классический джаз, что бы это ни значило. Материал заставляет вспомнить контрабасиста Чарльза Мингуса, который был гениальным композитором и тоже, кстати, участником ритм-секции. Здесь та же плавная и настойчивая мелодичность сквозь равномерную, пусть и не без завихрений, ритмику. Что-то в духе «Pithecanthropus Erectus» Мингуса.

«The Dennis Egberth Dynasty» — в большей степени джазовая элегия с ностальгическими эмоциями (за исключением трека с панк-роковой энергетикой — подвижного и диссонантного «Boogie»). Ключевой элемент этой лиричной музыки — мелодия, которая погружается в поток ритмических и гармонически-эмбиентных изысков без особых претензий на эпатажную оригинальность. В том же «Eternal Garden», финальном треке альбома, переживаемом как романтичное черно-белое кино, основную роль играет саксофон Люнгквиста, ведущий за собой все остальные инструменты, в том числе трубу Барнё. Затем пробуждается Wurlitzer Зетсона, который начинает играть джазовый ноктюрн.

Альбом состоит всего из пяти композиций — двухчастной медлительной сюиты «PanGu», местами звучащей как музыка с лейбла ECM, синематической «Chichen Itza» с интересным и необычным басовым грувом, а также упомянутых «Boogie» и «Eternal Garden». К техническим аспектам и мастерству исполнителей придраться нельзя, но это не та музыка, к которой хочется подбирать ключи-метафоры. Она приятная и напоминает медленно текущую смолу, но не вызывает вербальных резонансов. Это тот случай, когда музыку лучше просто слушать.


Слушать на Bandcamp | Spotify

Об авторе

Юрий Виноградов

Музыкант-импровизатор, саунд-продюсер и историк философии. Ведет Telegram-канал «Механика звука». Музыка на Bandcamp: Yuri Vinogradov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии