Elina Duni
«A Time to Remember»
(ECM, 2023)

Вокалистка албанского происхождения Элина Дуни — желанный гость в каталоге ЕСМ. Достаточно сказать, что «A Time to Remember» — девятый альбом в ее дискографии и при этом пятый с логотипом ЕСМ. Со всемирно известным мюнхенским лейблом Дуни сотрудничает с 2012 года. Она родилась в музыкальной семье в Тиране еще в годы правления Энвера Ходжи. После падения коммунистического режима мать Дуни с десятилетней дочкой смогла перебраться в Швейцарию, где Элина получила образование и работала долгие годы. Сейчас она обитает в Лондоне вместе со своим партнером по жизни и музыке, британским гитаристом Робом Лафтом.

Вместе с Лафтом и еще одним английским музыкантом Фредом Томасом, известным своими творческими переработками музыки Баха, а также швейцарским флюгельгорнистом Матьё Мишелем, в 2020 году Дуни выпустила на ЕСМ альбом «Lost Ships». «A Time to Remember», созданный тем же составом, можно считать его продолжением и развитием. Программа «Lost Ships» состояла из традиционных албанских песен (именно фольклором своей страны Элина Дуни покорила в свое время сердце шефа ЕСМ Манфреда Айхера), собственных песен исполнительницы, сочиненных на пару с Лафтом, джазовых стандартов и качественных образцов поп-музыки (главным хитом «Lost Ships» стала интерпретация песни «Hier Encore» Шарля Азнавура). Пела Дуни на английском, французском и албанском языках.

Ровно из тех же компонентов сложена и программа «A Time to Remember». Разве что социальные мотивы (тема мигрантов), присутствовавшие в песнях Элины, на сей раз уступили место впечатлениям от путешествий по Синайской пустыне и берегам Красного моря. Правда, соотношение составляющих изменилось. В программе из двенадцати треков собственных песен стало меньше (только пять), джазовых стандартов здесь три — «First Song» Чарли Хейдена и Эбби Линкольн, «Send in the Clowns» Стивена Зондхайма и «I’ll Be Seeing You» Сэмми Файна и Ирвина Кахала, — а остальные композиции заимствованы из албанского и косоварского фольклора и авторской музыки. Поет Элина по-прежнему на нескольких языках и поет так, как умеет только она.

О своем вокале и своих партнерах Дуни говорит так: «Я никогда не хотела быть просто вокалисткой  с аккомпанирующим трио. С самого начала я предоставляла музыкантам много места для импровизации, а также экспериментировала со своим голосом. Это просто еще один инструмент. Со временем мы пришли к такому взаимопониманию, которое позволяет нам двигаться в любом направлении». И вот тут я бы с Элиной немного поспорил. На мой взгляд, секрет ее успеха в другом: она любое направление делает собственным. Ее интерпретации джазовых стандартов решительно не похожи на американские оригиналы. Окутывая известные темы в минорную вуаль, Элина Дуни поет их в свойственной ей очень симпатичной полуэстрадной, полуфолковой манере. Ровно также она «присваивает» и любой иной репертуар. Мастерство же высококлассных инструменталистов — и Лафта, и Томаса, и особенно, на мой взгляд, Мишеля — помогает удерживать зримую связь с джазом за счет импровизации, точных инструментальных реплик, а иногда и контрапункта с вокалом. Если говорить о новом альбоме, то тут я бы назвал наиболее удачными примерами такого подхода исполнение песни албанского композитора Рашида Красники «Mallëngjimi» («Ностальгия») и сочиненную Дуни и Лафтом композицию «Évasion» на стихи бельгийско-израильской поэтессы Эстер Гранек. Объективности ради упомяну, что критики, как обычно тепло отозвавшиеся на новую работу Элины Дуни, дружно хвалят ее версию «Send in the Clowns». Предоставим читателям и потенциальным слушателям самостоятельно расставить своих фаворитов в этой программе, а уж то, что ее стоит услышать, мне кажется несомненным.



Слушать на Spotify | YouTube

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии