Когда Тендерлониус (псевдоним английского музыканта и продюсера Эда Коуторна) только начинал мелькать в плейлистах нового джаза лет шесть-семь назад, его имя было связано в основном с электронной и даже условно-клубной музыкой. В то время он стал одним из немногих, кто подхватил упавшее было знамя фьючер-джазовой и брокен-бит-сцены в Британии — его эксперименты с дип-хаусом, фанк-фьюжном, абстрактным хип-хопом и всяческими эклектичными их сплавами казались оригинальными и интересными. Но чем дальше, тем больше Тендерлониус тяготел к живому звуку и своей роли первой флейты в нем. Роль эта проявлялась сразу в нескольких направлениях и смыслах. Во-первых, в буквальном, поскольку играет он на духовых инструментах — преимущественно флейте и саксофоне. Во-вторых, в переносном, ведь Тендерлониус стал собирать вокруг себя талантливых музыкантов и создавать новые группы экспериментального джаза, как, например, Ruby Rushton и 22archestra. Стоит упомянуть также его совместные работы с пакистанским этно-джазовым коллективом Jaubi и с итальянцем Лоренцо Моррези. Во всех этих проектах Тендерлониус проявляет себя по-разному, но повсюду привносит грув и прогрессивные идеи.
Потому немного удивительно, что на его новом альбоме этой самой прогрессивности не отыскать. «You Know I Care» — его первая стопроцентно джазовая запись. Здесь нет ни малейшего намека на электронику или вообще какие-то кросс-жанровые эксперименты. Зато на этой пластинке музыкант низко кланяется своим джазовым кумирам — легендам постбопа и спиричуэл-джаза 60-х и 70-х. Перед нами классический джаз, самый что ни на есть мейнстрим, особенно если держать в памяти то, что приходилось слышать от Коуторна раньше. И альбом этот, что, впрочем, уже совсем не удивительно, сделан крайне добротно.
Квартет, который записывал «You Know I Care», состоит из пианиста Хэмиша Бэлфура, басиста Пита Мартина, барабанщика Тима Карнеги и самого Эда Коуторна, играющего на флейте и альт-саксофоне. Ритм-секция хороша и убедительна, как это всегда бывает у Тендерлониуса (неважно, прибегает ли он к электронике или записывает музыкантов живьем), но место ей находится далеко не на всех композициях. Главным партнером Тендерлониуса на этом альбоме становится клавишник Хэмиш Бэлфур — он появляется во всех без исключениях треках, будь то мощные ритмические номера или же медленные баллады, и часто берет на себя ведущую роль. Бэлфур сам по себе интересная фигура: он успел поработать с легендами джаза масштаба барабанщика Харви Мэйсона и группы Incognito и в прошлом году отметился классным сольным альбомом «Running Colours» на стыке джаза, умной электроники, неосоула и хип-хопа. С Тендерлониусом он играет и записывается давно, и его вклад в «You Know I Care» получился очень серьезным.
Шесть композиций на альбоме — джазовые стандарты, когда-то исполненные Джеки Маклином, Дюком Пирсоном, Уэйном Шортером и другими великими. Открывает запись композиция «On the Nile», написанная трубачом и одним из основателей лейбла Strata-East Чарльзом Толливером. Этот эпический спиричуэл вошел в альбом Джеки Маклина «Jacknife» 1965 года. Тендерлониус старается крайне бережно обходиться с оригиналом, хотя сокращает хронометраж вещи почти вдвое. Сказочный «египетский» орнамент этой удивительной по красоте композиции отлично вписывается в контекст недавних восточных экспериментов Коуторна с пакистанцами Jaubi. Где-то совсем рядом по настроению оказывается и арабеска «Maimoun» — впервые она выходила на альбоме «Illusion Suite» пианиста Стэнли Коуэлла (второй основатель Strata-East) в 1973-м. В исполнении Тендерлониуса и его группы композиция звучит несколько академично, но пусть это будет в данном случае комплиментом — новая версия чудесна и точна.
«Infant Eyes» — кавер одной из самых известных композиций великого Уэйна Шортера, которого не стало весной 2023 года, буквально за неделю до записи альбома. «Infant Eyes» замечательно исполняли корифеи джаза вроде органиста Чарльза Эрланда и клавишника Дага Карна, но вариант, предложенный квартетом Тендерлониуса, минималистичный дуэт флейты и фортепиано, пожалуй, лучше прочих передает мистическую загадочность этого номера. Продолжает альбом еще одна неспешная баллада «Poor Eric», посвящение Эрику Долфи. Эту композицию написал пианист Ларри Уиллис, впервые она вышла на альбоме Джеки Маклина «Right Now» (1965). Здесь Тендерлониус берется за альт-саксофон, выдавая меланхоличное соло, которое ближе к финалу снова превращается в дуэт с фортепиано.
Если слушать этот альбом на скорую руку, то может показаться, что ансамбль слишком сдержанно проявляет себя в толкованиях классических джазовых произведений и что пиетет Тендерлониуса перед прошлым ему несколько мешает. На самом деле новизна в интерпретациях есть, нужно лишь прислушаться. Вот, например, номер «John Coltrane» — композиция принадлежит перу саксофониста Клиффорда Джордана, а оригинал, в какой-то момент превращающийся в церковное песнопение и славящий память Джона Колтрейна, выходил в 1974 году на Strata-East и считается золотым наследием спиричуэл-джаза. Тендерлониус и его партнеры передают исходные краски госпела с помощью одной лишь инструментальной палитры; задача сложная, но музыканта с ней справляются на ура.
Но по большей части Тендерлониусу просто доставляет огромное удовольствие переигрывать вещи, в которые он очевидным образом влюблен. Вот, например, финальный номер «You Know I Care». Это пьеса пианиста Дюка Пирсона с его альбома «Honeybuns» 1966 года. Центральное место в оригинальной записи занимает флейта, и Тендерлониус с упоением исполняет этот романтический гимн почти шестьдесят лет спустя. Он припадает к корням — и дает возможность новым поколениям джазовых слушателей вновь оценить величие композиций, которые когда-то поразили его самого. Что ж, музыкантам удалось создать прекрасный в своей искренности опус. А для тех, кому новая волна британского джаза приносит лишь головную боль, «You Know I Care» послужит доказательством того, что среди этой молодежи еще не всё потеряно. Что-что, а твердую четверку эта попытка «сыграть в классику» точно заслужила.