Сооснователи JAZZIST Александр Аношин и Лев Боровков послушали новый альбом норвежской контрабасистки и певицы Эллен Андреа Ванг — и он им очень понравился. Авторы делятся впечатлениями.
Александр Аношин:
Эллен Андреа Ванг в компании со знакомым нам по альбому “Life Is the Dancer” гитаристом Робом Лафтом и барабанщиком Йоном Фэльтом записала девять кротких композиций-песен о любви и опыте материнства, родстве и близости, одиночестве и неизвестности грядущего. Музыка Ванг с виду непритязательна, но на деле аранжирована и сыграна с бережной чуткостью. Софисти-джазовые соло Лафта по обыкновению нежны, Ванг же не столько держит басовый грув, сколько наравне с Лафтом плетет изысканные узоры. Хрупкая красота присуща всем композициям “Closeness”, но в моменты, когда Ванг начинает петь своим мягким и немного печальным голосом, они становятся еще краше.
Лев Боровков:
Новая пластинка Ванг — работа необыкновенной глубины и, пожалуй, один из самых эмоционально заряженных альбомов года. Здесь всё построено на полутонах и нюансах. Старый спиричуэл “Nobody Knows” открывается деликатными гитарными флажолетами Роба Лафта, которые напоминают африканскую калимбу, — и эти девять нот оказываются гораздо драматичнее, чем любая другая аранжировка, перегруженная звуками и пафосом.
Надрывную “Lonely Woman” Орнетта Коулмана Ванг превращает в тихую исповедь невероятной скрытой силы. Начало “Erasmus” с аскетичной перкуссией Йона Фэльта, незамысловатыми арпеджио Лафта и контрабасом, скупо обозначающим гармонию, поначалу кажется подготовкой к грустной фолк-балладе. Но вектор постепенно меняется, и вот мы уже слышим наэлектризованный джаз-фьюжн. В “Waiting for Ellinor” Ванг буквально несколькими легкими штрихами рассказывает об осознании предстоящего материнства.
С точки зрения подхода к построению басовых партий Ванг — прямая наследница великого Чарли Хейдена. Виртуозности ей, похоже, не занимать, но зачем метаться по грифу, если можно обойтись главными ступенями лада? Кстати, о Хейдене напоминает и “This Is Not America“. Изначально эту песню сочинили и записали Дэвид Боуи и Pat Metheny Group. Но Ванг вдохновляется, скорее, аранжировкой Карлы Блей для политически заряженного альбома Чарли Хейдена “Not in Our Name” (Verve, 2005).
Выбор сайдменов — безоговорочная удача Ванг: Роб Лафт и Йон Фэльт проживают все эмоции вместе с ней. А Лафт снова показывает, насколько он оригинален и убедителен в совершенно разных ситуациях и стилях.