Emma-Jean Thackray
«Yellow»
(Movementt, 2021)

Рейтинг: 4 из 5.

Эмма-Джин Тэкрей — официальная восходящая звезда британского джаза. О ней восторженно пишет The Guardian, она выступает на крупных фестивалях (причем далеко не только джазовых), ведет собственную программу на Worldwide FM под патронажем Джайлса Питерсона, а лейбл Movementt, который Эмма-Джин запустила год назад и где издает пока только собственные пластинки, уже входит в систему могучего Warp Records. Этот «вертикальный старт» объясняется во многом тем, что мисс Тэкрей одной из последних вскочила в уходящий поезд Red Bull Music Academy — международной творческой резиденции для артистов, продюсеров и диджеев, закрывшейся осенью 2019 года. Именно по редбулловской линии она попала в 2018-м на фестиваль Sonar (где мне и довелось ее впервые услышать живьем), и примерно по тем же каналам спустя год она приехала в Москву на веранду клуба Powerhouse в компании упомянутого Питерсона.

Основной инструмент Эммы-Джин — труба, однако круг ее интересов и возможностей довольно широк: помимо исполнительства она и поет, и сочиняет, и электроникой совсем не гнушается. Да и вкусы у нее примерно такие же разноплановые. На концертах Тэкрей клонит то в даб, то в легкий лиричный, а иногда и прямо-таки попсовый соул, то в какой-то заковыристый постбоп. «Movement» — формально дебютный альбом, хотя до него была целая серия «коротких форм», — отлично отражает эту разносторонность, граничащую порой с эклектикой.

Первый же трек пластинки, которая, по описанию самой Тэкрей, «должна звучать как один психоделический трип», начинается в духе Майлза Дэвиса времен «In A Silent Way», а затем выруливает в сторону Sun Ra c пестрой атональностью и текстом-мантрой. Однако сразу же следом Эмма-Джин со товарищи выдают натуральное диско. Корни тут конечно уходят не к Найлу Роджерсу, а к Джорджу Клинтону (достаточно вслушаться в синтезаторные запилы), но на танцполе поставить уже не стыдно. Дальше — фанк, а за ним — почти соул с кивками не то в сторону «Attica Blues» Арчи Шеппа, не то в направлении эпических полотен Камаси Вашингтона, но неизменно с привкусом писходелической нестройности. Всё это перемешано примерно в равных пропорциях и исполнено в довольно ретроградской манере: ударные в духе Тони Аллена, электрический бас, гитары с квакушками, органы, «родесы», «муги», труба, которой в масштабах альбома скорее мало, и голос — которого скорее много. Есть даже вещь с задатками радиохита, нарочито медленная и разреженная «Golden Green», где впервые просматривается даб.

Если целью артистки было сделать так, чтобы картинка постоянно менялась, но при этом «Yellow» всё же оставлял ощущение целостной записи с единым сюжетом, то это ей несомненно удалось. Альбом, пожалуй, даже чересчур калейдоскопичен, но это в современном джазе скорее редкость, а значит достоинство. Единственное, в чем Эмму-Джин можно упрекнуть, так это в чрезмерном стремлении стоять на плечах гигантов. Чуть больше современного звука — который идеально умеют делать, например, The Comet Is Coming — пластинку бы точно не испортило, но это уже скорее придирки. Теперь интереснее всего, куда наша героиня двинется дальше, станет ли это цветастое семидесятничество ее генеральной линией, или останется разовым экспериментом?


Слушать на: Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Ник Завриев

Музыкант, журналист, преподаватель. Автор подкаста «Планетроника».

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии