Час с небольшим длится этот впечатляющий аудиоспектакль, рассказ о котором мне показалось уместным вести в категориях спектакля обычного. А что мы, как правило, делаем, приходя в театр? Правильно, покупаем программку. В этом случае ее заменяет обложка. Что тут скажешь? Пять баллов (или, если угодно, звездочек): стильно, лаконично, очень удачно в плане контраста цветов — нидерландскому лейблу Challenge Records есть чем гордиться.
Пора переходить к «действующим лицам и исполнителям». Действующее лицо тут одно: «Chet Remembered» — это, конечно же, альбом-трибьют Чету Бейкеру (1929–1988), выдающемуся американскому джазовому трубачу, вокалисту и бэндлидеру, так безвременно и трагически погибшему под окнами амстердамского отеля. С той даты прошло уже почти сорок лет, а поток посвящений этому музыканту в виде отдельных пьес и целых альбомов не иссякает — верная примета подлинности таланта и значимости следа, который он оставил в истории джаза. Давно замечено: смерть, особенно трагическая, всегда вызывает всплеск интереса к персоне, но этот всплеск постепенно затихает. Но Чет Бейкер в этом смысле попал в один ряд с Колтрейном, Паркером, Мингусом, Эллингтоном — теми, кого не забывают. Интернациональный проект «Chet Remembered» — еще одно тому свидетельство.
Теперь об исполнителях. Frankfurt Radio Big Band — это «экспортное» название коллектива, который дома, в Германии, чаще называют HR Big Band, то есть Биг-бэнд Гессенского радио. Начав как оркестр, исполнявший танцевальную и легкую музыку, он с годами стремительно прогрессирует и, похоже, скоро встанет в один ряд с самыми прославленными немецкими джазовыми биг-бэндами: Оркестром северогерманского радио (NDR Big Band) из Гамбурга и Оркестром западногерманского радио (WDR Big Band) из Кёльна. В прошлом году Frankfurt Radio Big Band под руководством американца Джима Макнили и с Крисом Поттером в качестве главного солиста записал великолепный альбом «Rituals», посвященный музыке Стравинского. И вот, в году нынешнем — новый значительный проект.
Только теперь у руля оркестра встал бельгиец Берт Йорис (род. 1957), очень опытный музыкант, трубач и композитор. Ему выпала нелегкая задача: Берт совместил в этом проекте позиции дирижера, аранжировщика и солиста-трубача. И в последнем качестве ему приходилось… нет, не имитировать игру Бейкера на трубе, это бесполезно, а стараться воплотить ее дух, передать характерный мягкий лиричный звук. По-моему, Берт справился. И, наконец, несколько слов о том, чье имя стоит на обложке первым: итальянский пианист и композитор Энрико Пьеранунци (родился в 1949 году) — еще один именитый джазовый европеец, лауреат многочисленных премий на родине и за ее пределами, музыкант, игравший с Ли Конитцем, Джимом Холлом, Кенни Кларком, Артом Фармером. И с Четом Бейкером. С 1979 года Пьеранунци часто работал с Бейкером в его различных европейских комбо. Он был не только пианистом в этих составах, но и часто сочинял музыку, которую они исполняли вместе. Его композиции и вошли в программу альбома.
А теперь — о самом «спектакле». Большую часть программы составили пьесы Пьеранунци, написанные им непосредственно для Бейкера. «Soft Journey», «Fairy Flowers», «Brown Cat Dance» и «Night Bird» входили в альбом «Soft Journey» (1979), титульная композиция-посвящение с красноречивым названием «From E. to C.» (от Энрико — Чету) также была сочинена в ранний период их сотрудничества. Пьеса «Echoes» была включена в альбом Чарли Хейдена «Silence» (1987), в записи которого участвовали и Энрико, и Чет. А помимо них в альбоме звучат пьесы Пьеранунци, которые Бейкер уже никогда не мог услышать, например, «Chet» и «The Real You». Особо можно отметить «Chet» с прекрасными соло Пьеранунци, Йориса и басиста Ханса Главишниха. Последний, наряду с альт-саксофонистом Хайнцом-Дитером Зауэрборном, показался мне одним из самых заметных исполнителей в составе биг-бэнда.
Еще и еще раз хочется отметить работу Берта Йориса. Ему не привыкать руководить большими составами и писать для них собственные сочинения или аранжировки. Но в «Chet Remembered» была дополнительная сложность: Бейкер в Европе работал в основном с малыми группами, и пьесы Пьеранунци также были рассчитаны 0на такие составы. Йорису пришлось переложить эту музыку для оркестра, тщательно расписать работу секций, да еще и «сыграть» в «спектакле» роль Бейкера, «одного из самых чистых талантов в истории джаза», по мнению Энрико Пьеранунци. На мой вкус, у Энрико, Берта и их немецких коллег всё получилось.