Erik Truffaz
«Rollin’»
(Blue Note, 2023)

Насколько я могу судить, в наших (постсоветских) краях Эрика Трюффаза любят многие. Сухощавый трубач, «белый Майлз», покоряет не только красивым холодноватым звуком своего инструмента, напоминающим саунд его кумира, чей «Kind of Blue» юный швейцарец впервые услышал в 16 лет, но и неожиданными работами, где Трюффаз на редкость элегантно вплетает в джаз элементы драм-энд-бейса, хип-хопа и этники. В свое время многих, в том числе и меня, поразил неожиданный альбом «Arkhangelsk» (2007), во многом построенный на мотивах русского Севера. И вот парадокс: в работах Эрика Трюффаза джаз далеко не всегда на первом плане, но всё равно трубача почитают как одного из самых ярких мастеров французского джаза (он закончил консерваторию в Женеве, но давно и прочно связал свою жизнь с Францией). Это в полной мере относится и к его новому альбому «Rollin’», увидевшему свет весной 2023 года.

История этого проекта уводит нас в 2020 год, когда Трюффаз писал музыку для документального фильма Мари-Франс Бриер. Потом она же пригласила квартет трубача сыграть программу из музыки французского кино на закрытии кинофестиваля в Ангулеме. Киноманам выступление понравилось, как и самому Эрику, причем он настолько вдохновился идеей исполнения киномузыки, что договорился с лейблом Blue Note о записи двух альбомов этой тематики. «Rollin’» стал первым из них.

К записи пластинки Трюффаз привлек своего постоянного партнера и продюсера — басиста Марчелло Джулиани, а также пригласил пианиста Алексиса Анерилля, ударника Рафаэля Шассена и гитариста Маттиса Паско. Для двух треков ему понадобились еще и вокалистки. Альбом получился небольшим, всего лишь чуть более получаса звучания, но этого оказалось достаточно, чтобы вызвать сладкую у любителей кино ностальгию воспоминаниями о великих актерах, режиссерах и кинокомпозиторах, а поклонников таланта Эрика Трюффаза в очередной раз порадовать его безукоризненным мастерством.

«Rollin’» посвящен преимущественно французскому кинематографу, но открывает альбом нежная и чуть сентиментальная версия знаменитой «La strada» («Дорога») великого Нино Рота для одноименного раннего фильма Федерико Феллини. За ней следует «Route de nuit» французского композитора Мишеля Маня — самая жесткая, фанковая композиция программы, где горячая гитара Паско работает на контрапункте с неизменно прохладным звучанием трубы; Трюффаз практически всегда играет в своей излюбленной манере, меняется только антураж вокруг. Вторая же тема Маня, включенная Эриком в этот альбом, в 60-е годы покорила весь Советский Союз: кто тогда не смотрел криминальные комедии про Фантомаса с Жаном Маре и Луи де Фюнесом! Здесь Трюффаз, пожалуй, допускает в свою игру немного загадочности и, конечно же, иронии.

А вот и еще один детектив, но теперь уже настоящий нуар — кинодебют Луи Маля «Лифт на эшафот» с музыкой Майлза Дэвиса. Эрик, разумеется, не мог пройти мимо этой музыки и здесь он играет ее, мало отклоняясь от оригинала. Обаяние Дэвиса слишком сильно для Трюффаза даже сейчас.

Вокальные номера на альбоме очень разные. Камелия Джордана весьма убедительно перевоплотилась в Мэрилин Монро с ее всесокрушающим эротизмом в «One Silver Dollar», песне из американского вестерна «River of No Return», снятого Отто Премингером в 1954 году. А вот известная французская актриса и режиссер Сандрин Боннер практически не поет, а мелодекламирует под музыку Филиппа Сарда из фильма «Сезар и Розали».

Помимо Нино Рота в альбоме представлен и еще один великий кинокомпозитор — Эннио Морриконе. Трюффаз включил в программу его музыку из фильма Анри Верни «Ограбление» (1971) с Жан-Полем Бельмондо и Омаром Шарифом. Здесь труба парит над горячечным поединком басиста и гитариста. Ну и, конечно, нельзя пройти мимо мелодии французского джазового композитора Алена Романа. Его композиция «Quel temps faitil à Paris взята из картины Жака Тати 1953 года «Les vacances de Monsieur Hulot»: гитара и труба ведут здесь диалог на фоне ощутимого свинга.

Нет под рукой аптекарских весов, чтобы оценить, сколько джаза в новом альбоме Эрика Трюффаза. Да и нужно ли этим заниматься? Слушая «Rollin’», стоит забыть на какое-то время про авангард и традицию, минимализм и постбоп — и просто наслаждаться красивой музыкой в красивом исполнении.


Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии