Paraskeva
«Future Imperfect»
(Magnetophone Music, 2023)

Давно прошли времена, когда формат EP — «сорокапятки», как его и сегодня называют меломаны старой школы, — воспринимался как нечто осмысленное и законченное. В цифровой век более или менее успешно перекочевало понятие сингла (когда одна композиция — это и есть одна композиция), и, конечно, никуда не делась концепция полноценного альбома. А вот EP, потеряв привязку к ограниченному времени звучания осязаемой, вещественной пластинки, многими стал восприниматься как нечто неполноценное, компромиссное. Для многих слушателей сегодня EP — это нечто вроде «в ожидании нормального альбома» или «бюджета не хватило».

Команда под названием Paraskeva, выпустив именно EP, сумела взять планку, которую далеко не всякий сегодня возьмет и с синглом, и с полуторачасовым альбомом. Группа одновременно четко продемонстрировала, на что способна, вызвала устойчивое желание послушать эту музыку вживую и вовремя остановилась, оставив слушателя даже не в состоянии «недокормленности», а в состоянии ознакомленности и осмысленности. Несколько парадоксальным образом после всего лишь трех треков этой работы не возникает сомнений, какую именно музыку играет Paraskeva. Так же парадоксально хочется именно на концерт: хочется живого давления этого звука, электрического запаха этой музыки.

Ключ к этому парадоксу довольно прост. Можно, как многие и делают, говорить о смешении жанров, взаимопроникновении джаза, электроники, этники и прог-рока. Можно упоминать музыкальную психоделию, нервный грув, ритмы большого города и всё прочее. А можно просто вызывать всем этим то, ради чего музыка и делается, — искреннюю ответную эмоцию, которую слушателю не приходится вымучивать, вслушиваясь в высокие посылы и мудрые концепции.

Именно в этом главное, что делает Paraskeva. Нутром чувствуешь, что их собственный пульс идет не от метронома, который механически командует, и не из учебников. Их пульс — от невидимого живого сердца, которое качает музыкальную кровь и не нуждается ни в каких комментариях, алгоритмах и оценках. Это редкое явление в современной мультижанровой музыке, которая всё больше и больше превращается в изощренную показательную физкультуру. Четверо музыкантов Paraskeva делают свое дело естественно, и потому в нем появляется индивидуальность.

А где индивидуальность, там субъективность и спорность. Что-то в их построениях покажется интересным и удачным почти всем (это, наверное, в первую очередь общая стройность и взвешенность звуковой картинки, за которую отвечает саунд-дизайнер Антон Кузнецов). Что-то, наоборот, будет выглядеть как родинка на подбородке у хрестоматийной красавицы, из-за которой для кого-то она только милее, а для кого-то – почти некондиция: это, например, саксофон Александра Тимофеева, которых входит в тему «Alekseevskaya» откровенно гнусаво, чуть ли не фальшивя и каким-то вызывающим диссонансом контрастируя со строгой подложкой. А что-то будет предметом личных предпочтений, не отрицающим красоты любых альтернатив: это и гитара Алексея Бронникова (да, почти рокерская, но разве это «хуже» или «страннее», чем джазовая?), и ударные Валерия Гурова (для многих it don’t mean a thing if it ain’t got that swing — но разве плохо звучат без свинга, например, e.s.t. или Брэд Мелдау?).

Честертон писал: «Где умный человек прячет лист? В лесу. Но что ему делать, если леса нет? Он сажает лес, чтобы спрятать лист». И Paraskeva сажает лес. В нем полным-полно того, во что можно ткнуть пальцем и сказать: я это где-то уже слышал. Тут растет и электроника из советского мультфильма про тайну третьей планеты, и неортодоксальный саксофон Дика Пэрри из массивных шоу Pink Floyd, и швейцарская группа Plaistow (которая тоже любила называть композиции именами станций метро), и что только еще не растет. Но где-то среди всего этого лежит лист, который абсолютно самоценен, уникален и по-хорошему скромен, прост и совершенен.


Слушать на Bandcamp | Яндекс.Музыка | YouTube

Об авторе

Юрий Льноградский

Журналист и организатор концертов, специализирующийся в основном на современной авторской импровизационной музыке — от авангарда до джаз-рока.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии