Ethan Iverson
«Every Note Is True»
(Blue Note, 2022)

Почти уверен, что для большинства любителей джаза имя пианиста (и незаурядного журналиста) Итана Айверсона связано с ансамблем The Bad Plus. Именно Айверсон в 2000 году вместе с басистом Ридом Андерсоном и ударником Дэйвом Кингом (вместе они играли еще с 1989 года) основал этот коллектив, прославившийся смелым и неординарным сочетанием авангардной эстетики с элементами рока и поп-музыки. The Bad Plus существует и сегодня, только Итан ушел из группы в 2017 году. С тех пор он записывался с саксофонистом Марком Тёрнером и трубачом Томом Харреллом на ЕСМ, гастролировал с квартетом Билли Харта по Европе, а в 2021 году выпустил любопытный альбом-трибьют «Bud Powell in the 21st Century».

2022 год для Итана Айверсона начался c дебюта на престижном лейбле Blue Note Records с новым альбомом «Every Note Is True», который записало его новое трио. Состав Айверсон подобрал по-настоящему звездный. На позицию контрабасиста он пригласил Ларри Гренадьера, с которым ему уже доводилось работать ранее. Гренадьер за свою карьеру переиграл со многими знаменитостями, но особо надо выделить его сотрудничество с Пэтом Метини, Брэдом Мелдау и Джоном Скофилдом. Сегодня он один из самых востребованных и высоко ценимых басистов в джазе. Ну а место за ударной установкой занял легендарный и неутомимый Джек Деджонетт, еще в 2007 году попавший в Зал славы журнала Modern Drummer, прославленный мастер, заслуженно считающийся одним из самых влиятельных барабанщиков за последние полвека. Легче найти джазменов, с которыми он не работал, чем перечислять его партнеров с начала 70-х годов и по сей день. И, на диво, именно с Итаном Айверсоном его пути до этого не пересекались — на «Every Note Is True» они впервые работали вместе.

Понятно, что в формате классического фортепианного трио состав Айверсон — Гренадьер — Деджонетт способен решать задачи любой сложности. И лидер трио, верный своему синтетическому стилю, постарался сделать эти задачи как можно более разнообразными.

Сюрпризы поджидают слушателя уже с первого трека. Супруга Айверсона, писательница Сара Демингс, сочинила текст, давший название и стартовому номеру, и самому альбому. «Every Note Is True» — это своеобразная песня-молитва, славящая освобождение (пусть пока неполное) от ковидных ограничений. Здесь вы — наверняка с удивлением — услышите поющего Айверсона в сопровождении хора из 44 виртуальных голосов. Сам Итан говорит об этом эксперименте так: «Я тот еще певец! Вы можете услышать мои трели в верхах в этом хоре. Но я люблю любительское пение! Любительский хор или детский хор — это великолепно, почти кинематографично». Далее по ходу альбома раскрывается еще одна сторона широкой натуры Итана Айверсона — его любовь к детективам и ужастикам. Композиция «For Ellen Raskin» посвящена автору мистического романа для детей «The Westing Game»(1978), который в свое время восхитил пятилетнего Итана и повлиял на формирование его литературных вкусов. А финальная композиция «At the Bells of Motley», самая длинная на альбоме (девять минут) получила название по одной из книг Агаты Кристи. Музыка здесь соответствующая: этакий саундтрек к несуществующему фильму, полусерьезный, полупародийный, заставивший меня вспомнить «Розовую пантеру» Генри Манчини. «Goodness Knows» — это своего рода «выставка достижений фортепианного хозяйства в джазе»: от гарлемского страйд-пиано до наших дней. Понятно, что главный «экскурсовод» по этой выставке — сам Айверсон, но и Гренадьер тут очень хорош. «She Won’t Forget Me» с интонациями поп-музыки — попытка ностальгического возвращения во времена The Bad Plus, наверняка приятная поклонникам «того» Айверсона.

Ну, и не могу не упомянуть еще один примечательный трек, единственную композицию, написанную не Айверсоном. «Blue» сочинил Деджонетт, и для меня эта вещь стала одним из пиков программы вместе с «Goodness Knows». Надеюсь, согласитесь: картина пестрая, для кого-то даже слишком. Но скучно с Итаном Айверсоном не бывает, это я вам гарантирую!


Слушать на Apple Music | YouTube Music

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

1 комментарий

  • Спасибо, за интересный и подробный обзор. Всегда интересно читать. К Итану и его Bad Plus отношение чуть сдержанное: коллектив слишком часто заигрывает с мейнстримом. Правда, в этом есть и тот самый плюс (пусть и Bad): через подобные импровизации легче открыть джазовый мир молодым меломанам-неофитам.

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии