Молодые лейблы зачастую стремятся громко заявить о себе какими-то необычными, нестандартными проектами. Так случилось и с Ropeadope Records, когда в 2001 году основанный всего лишь двумя годами ранее лейбл объявил о начале серии релизов под названием «Experiment», посвященной вкладу тех или иных городов в развитие музыки, прежде всего — джаза. Компания тогда только перебазировалась из Нью-Йорка в Филадельфию и, возможно, поэтому первым альбомом серии стал «The Philadelphia Experiment» с участием молодого тогда контрабасиста Крисчена Макбрайда, пианиста Ури Кейна, гитариста Пэта Мартино. Что и говорить, Город братской любви в истории американской музыки значит многое — достаточно вспомнить знаменитый «филли саунд». Альбом имел успех. Затем серия была продолжена альбомом «The Detroit Experiment», в 2007 году появился «The Harlem Experiment», а потом наступил большой перерыв.
И вот в самом начале 2022 года серия возобновилась. Нынешний шеф лейбла Луис Маркс обратил свой взор на Город ветров — Чикаго, объект для возрождения серии более чем достойный. Чикаго в конце 10-х – начале 20-х годов прошлого века приютил десятки мигрировавших на Север новорлеанских джазменов, включая Луиса Армстронга, стал родиной чикагского стиля, давшего начало сольной импровизации в джазе. Чикагский Саутсайд много позже стал местом рождения чикагского электрического блюза. Фри-джаз также нашел много горячих сторонников в этом городе, включая AACM (Association for the Advancement of Creative Musicians) и Art Ensemble of Chicago. И сегодня на чикагской сцене работает много интересных, талантливых музыкантов.
В качестве организатора проекта на Ropeadope Records выбрали пианиста Грега Спиро. Опытный музыкант среднего поколения (Спиро родился в 1985 году), Грег известен многими интересными проектами (самый свежий — Spirit Fingers), коллаборациями с известнейшими джазменами, вкусом к технологическим новинкам. Большое влияние на него оказал Херби Хэнкок, причем не только в музыкальном, но и в духовном смысле: вслед за Херби Грег стал последователем буддистской школы Нитирэн. Команду для реализации проекта Спиро подобрал из земляков-чикагцев, создав удачный сплав опыта и молодости. Первой кандидатурой стал его старый друг и почти ровесник Макайя Маккрейвен. С этим ударником они много работали вместе. Пригласил Спиро и двух музыкантов старшего поколения — гитариста Джеффа Паркера и басиста Дэррила Джонса, а также молодую восходящую звезду — вибрафониста Джоэла Росса. Не представлял он проект и без участия трубача Маркиса Хилла, победителя конкурса исполнителей имени Телониуса Монка. Последним к команде присоединился тенор-саксофонист Ирвин Пирс.
Непосредственно запись альбома была сделана за четыре дня. Спиро предложил партнерам написанные им специально для этого проекта композиции, но плоть и кровь они обрели уже в студии благодаря многочисленным импровизационным находкам всех без исключения музыкантов. В септете Спиро я прежде всего выделил бы игру вибрафониста Росса и трубача Хилла — и соло, и в унисонных партиях с Пирсом, а также отличную игру всей ритм-группы во главе с лидером бэнда. А музыка альбома так же разнообразна, как и музыкальный мир Чикаго. Здесь вы найдете и тонкие, с большим чувством исполненные баллады («The Chant», «Always Be»), и привет Хэнкоку семидесятых («Rose Petal»), и жесткий драм-энд-бэйс («Cloud Jam»), и отзвук музыки соул («Sizzle Reel»), и фри-джазовые по духу пьесы «For Too» и «Maxwell Street», и финальный блюзовый апофеоз «Straight Shooter» с мощной гитарой Паркера.
Эксперимент состоялся. Был ли он успешным — это каждый из слушателей определит для себя сам.
Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music