Fugu Quintet «Interweavement» (DIY, 2021) | Джазист | Рецензии

Fugu Quintet
«Interweavement»
(DIY, 2021)

Рейтинг: 3.5 из 5.

Дарк-джаз, казалось бы, давно миновал пик популярности и растратил свой потенциал, оказавшийся довольно-таки невысоким: еще в середине прошлого десятилетия интересные работы в этом жанре стали редкостью, а говорить об их оригинальности почти не приходилось. Однако в последние годы российские музыканты дали умиравшему дарк-джазу второе дыхание. Такие группы, как Low Kick Collective и Tundra Art Ensemble, играют интересную музыку, которую совсем не хочется назвать вторичной. В их случае путь к удачному результату состоял в том, чтобы добавить в дарк-джаз побольше, собственно, джаза: всё-таки в своем классическом варианте этот стиль использовал минимум импровизационных элементов, делая ставку на саунд и атмосферу, а декоративные кинематографичные эффекты зачастую скрывали скромность и ограниченность музыкальной мысли — что в итоге и привело жанр в тупик. Молодые группы постарались отойти от этой тенденции: в своей работе они совмещают принципы современного джаза и импровизационной музыки с эстетикой Bohren & der Club of Gore и нуар-саундтреков. Такой подход оказался плодотворным и вполне способным, что называется, «make dark jazz great again».

Петербургскую команду Fugu Quintet тоже можно отнести к условной «новой волне российского дарк-джаза», хотя их музыка не стремится целиком укутаться в нуаровые тона и временами может быть вполне светлой. К своему дебютному альбому «Interweavement» музыканты шли долго: группа образовалась еще в 2013 году, но за последующие восемь лет выпустила лишь пару демо-записей. По ним можно судить, что свой нынешний стиль Fugu Quintet нашли не сразу: например, на EP «Sisyphus» (2016) они играли сильно утяжеленный вариант Bohren-подобного саунда — практически постметал с протяжными саксофонными соло. Пять лет спустя группа уже гораздо больше похожа именно на джаз-бэнд, но в то же время в ее музыке сохраняются отголоски ранних влияний.

«Interweavement» — альбом с весьма амбициозным посылом. По словам музыкантов, этой записью они стремились продемонстрировать, что творческий потенциал человечества, в последнее время находящегося в культурном застое и идущего путем самокопирования (привет Саймону Рейнольдсу), всё же не исчерпан. Для достижения этой цели группа не скупится на средства: помимо самого квинтета (саксофон — гитара — бас — клавишные — ударные), в записи приняло участие еще множество музыкантов, и порой состав разрастается до размеров небольшого оркестра. Альбом начинается с тихого электропианного вступления, переходящего в томное саксофонное соло под размеренный ритм; поначалу всё происходит как будто по дарк-джазовым канонам. Но в середине композиции «Firefly», открывающей пластинку, начинается импровизационная часть, а ритм-секция выдает грув, хоть и довольно осторожный. В следующей вещи, «No One Had Come», к инструментам присоединяется труба, звук которой заставляет вспомнить Майлза Дэвиса. Да и во всем саунде альбома чувствуется влияние работ Майлза из шестидесятых — как фьюжн-пластинок, так и записей, созданных в сотрудничестве с Гилом Эвансом.

Собственно, единственная неавторская композиция на альбоме — «Where Flamingos Fly» — наиболее известна как раз в исполнении оркестра Гила Эванса, которое и было взято Fugu Quartet за основу. Их версия начинается вроде бы в духе оригинала, но приходит к построковой кульминации. Рок-корни музыкантов регулярно проявляются здесь в той или иной форме, а средняя часть альбома и вовсе оказывается неожиданно бодрой. Взять, например, композицию «Worry»: смус-джазовое вступление сменяется фанковым грувом, а затем музыка сворачивает куда-то в сторону психоделического прог-рока чуть ли не в духе ранних Porcupine Tree. Такие повороты не очень вписываются в дарк-джазовые догмы, но это и неплохо. Главное, из такого разнообразия тем и настроений музыкантам всё же удается сложить целостное повествование, в котором регулярно встречаются цепляющие музыкальные ходы. 

Итак, в «Interweavement» есть весьма достойный и интересный материал, но можно ли сказать, что он стал откровением и показал безграничность творчества? Скорее нет: альбом оказался во многом ретроградским, а его звук можно легко разобрать на отдельные составляющие, сами по себе уже давно знакомые. Однако соотношение этих элементов всё же не вызывает ощущения вторичности. В музыке Fugu Quintet есть творческий поиск, стремление к развитию и потенциал — и в этом смысле поставленную музыкантами задачу можно считать выполненной.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии