Большой сюрприз ожидает тех, кто привык считать бразильский джаз бесконечными вариациями на темы самбы и босса-новы. В ауре этого грандиозного по масштабу проекта (двойной альбом, более полутора часов звучания) витает дух скорее не Антонио Карлоса Жобима, а главного классика бразильской академической музыки Эйтора Вила Лобоса. Да и «виновник торжества», гитарист-самоучка, пианист и композитор с сицилийско-ливанскими корнями (Бразилия — плавильный котел не меньше, чем США) Эберту Жисмонти, уже полвека виднейшая фигура на бразильской музыкальной сцене, в свое время учился в Париже у выдающегося музыкального педагога академической школы Нади Буланже.
Проницательный наставник, Буланже рекомендовала своему ученику впитывать в своем творчестве весь разнообразный опыт бразильской музыки (аналогичным образом она помогла найти свой путь в музыке и другому латиноамериканцу, Астору Пьяццолле). Жисмонти внял совету. Вернувшись на родину, он сочинял и исполнял самую разную музыку: для камерных составов, театральных и танцевальных постановок, кино. Существенное место в его творчестве заняли фольклор индейцев Амазонии и весьма продвинутый джаз — в дуэте с известным соотечественником, перкуссионистом Наной Вашконселушем и в трио с контрабасистом Чарли Хейденом и саксофонистом Яном Гарбареком. Для нескольких поколений бразильских музыкантов творчество Эберту — это маяк и источник вдохновения. Среди них и организатор этого проекта — Гайя Вилмер.
Музыку Жисмонти уроженка Флорианополиса (это юг Бразилии) любила с детства, еще в те времена, когда и не помышляла о собственной музыкальной карьере. Университетскую степень бакалавра она получила по специальности «международные отношения». Но затем оказалось, что музыка для Гайи стала интереснее тонкостей политики. Резко поменяв жизненный курс, она отправилась в Рио, чтобы учиться музыке и выступать на сцене. Через какое-то время она стала альт-саксофонисткой, познакомилась с мэтром, а затем и подружилась с ним. После четырех лет в Рио Вилмер отправилась в Мекку джазового образования — бостонский колледж Бёркли (Жисмонти написал для нее рекомендательное письмо). Затем пришел черед Консерватории Новой Англии, где она получила степень магистра. Еще в годы учебы Гайя сделала акцент на композицию и аранжировку, что не помешало ей организовать и руководить целым рядом коллективов: октетом, секстетом, ансамблем Rama Trio (саксофон — испанская гитара — контрабас) и, наконец, Gaia Wilmer Large Ensemble.
Это действительно большой коллектив — 20 человек — с мощными духовыми и ритм-группой; словом, полноценный биг-бэнд. С ним Вилмер подготовила программу из музыки Эберту Жисмонти в честь его семидесятилетия и с успехом представила ее в нескольких городах Бразилии, где к оркестру присоединялись именитые гости, включая самого юбиляра. В 2018 году тур завершился в Сан-Паулу записью альбома «Folia: The Music of Egberto Gismonti». Признаюсь, практически все имена музыкантов Gaia Wilmer Large Ensemble мне незнакомы. А вот гости проекта — люди знаменитые. Конечно, это сам Жисмонти, играющий на фортепиано в пьесах «7 Anéis» и «Karatê»; это известный виолончелист Жакиз Морелебау (он много работал с Жисмонти, а с Вилмер у них на подходе еще один альбом-трибьют, на этот раз Каэтану Велозу); наконец, это Габриэль Гросси, исполнитель на губной гармонике мирового класса, звезда бразильского джаза и популярной музыки.
В альбом вошли десять композиций Жисмонти в аранжировках Гайи Вилмер. Эта работа — попытка найти новый подход к каждой пьесе, сохранить основу и отыскать нечто свое, переложить музыку для каждой из секций оркестра, сбалансировать их. Сам Эберту высоко оценил труд Гайи. По его мнению, внесенные Вилмер изменения и регармонизация столь значительны, что ее вполне можно назвать не просто аранжировщиком, но и соавтором.
Солидная, по-академически выстроенная форма композиций не мешает образцовой в джазовом смысле работе секций, коротким, но выразительным соло духовых и, самое главное, сохраняет дух музыки Жисмонти. Это и танцевальные фольклорные ритмы в «7 Anéis» с сольной партией автора, и перекличка голосов вкупе с ближневосточными ритмами в «Cego Aderaldo», и красивейшая мелодия, в стремительном темпе исполняемая в «Baião Malandro», и яркое соло Морелебау в «Infância», и нежная лирика «Bianca», которую Эберту когда-то написал в честь своей маленькой дочки. Конечно, в идеале перед прослушиванием альбома Вилмер было бы здорово услышать «Em Família» (1981), самый любимый Гайей альбом Жисмонти, из программы которого она заимствовала большинство композиций для «Folia», но и сам по себе ее проект-трибьют производит сильное впечатление.
Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music