Yvonnick Prené «Listen!» (Sunnyside, 2023) | Джазист |

Yvonnick Prené
«Listen!»
(Sunnyside, 2023)

В музыке XX века были фигуры, которые оставили такой яркий след в истории своего инструмента, что их влияние испытывают даже те, кто поначалу этого не осознает. Гитаристы часто играют фирменные лаконичные фразы Би Би Кинга, пусть даже из третьих рук. Для басистов тропинку протаптывали Джимми Блэнтон, Джако Пасториус и Ларри Грэм. А музыканты, которые выбрали губную гармонику (для краткости назовем их харперами; от английского «harp» — губная гармоника), чаще всего идут по стопам бельгийца Тутса Тилеманса.

Француз Ивонник Прене — один из самых активных харперов наших дней. Начав профессиональную карьеру в 17 лет с выступлений в парижских клубах, Ивонник получил степень магистра музыки в Сорбонне и переехал в Нью-Йорк, где выиграл аж три гранта на обучение в престижных учебных заведениях — Колумбийском университете, Городском колледже и, наконец, Школе джаза и современной музыки. 

Начинал он на диатонической губной гармонике (это та, на которой любой желающий может без подготовки сыграть «Ах, мой милый Августин»). Всё больше погружаясь в джаз, Ивонник понял, что слишком много времени уделяет попыткам побороть ограниченный диапазон этого инструмента. Примерно тогда же он стал изучать записи Тутса Тилеманса и под влиянием бельгийца перешел на хроматическую гармонику, которая позволяет легко (без технических завихрений вроде «передуваний» и «бендов») взять любую из двенадцати нот в пределах октавы.

Свежий альбом Прене — «Listen!» — записан в год столетия Тилеманса (2022), а выпущен в 2023-м. Это шестой сольный альбом в дискографии Ивонника, и он не стесняется окружать себя звездами: на ударных здесь Билл Стюарт, на контрабасе Кловис Николя, на тенор-саксофоне Дэйна Стивенс, за роялем Кевин Хейз, а в одном из треков гостит трубач Джереми Пелт. Прене явно пытается громко заявить о себе на фоне юбилея великого предшественника.

Ивонник прыгает с места в карьер: «Dig» — скоростной олдскульный подход к относительно раннему Майлзу Дэвису. Неплохое начало, вот только скорость оказывается не самой сильной стороной Ивонника: он нещадно загоняет, пытаясь, видимо, как можно быстрее вписать свое имя в историю редкого для джаза инструмента. После его соло темп немного приходит в себя благодаря Хейзу и Стюарту.

Дальше мы услышим полный спектр мейнстрима: джазовые вальсы — быстрый («Mystic Minor») и медленный («Just Have Faith»), неспешный хард-боп («The Dip»), попытки пересечь границу фанка («Boosted» — явная отсылка к «Freedom Jazz Dance» Эдди Харриса, хоть и сильно проигрывающая «старшему брату» в отвязности), обязательный боевик («Seven Steps to Heaven» того же Майлза и Виктора Фелдмана) и немного лирики («She’s Funny That Way»).

Вроде бы всё ровно и звучит как недурной джем-сэшн, который случается не всегда. Но почему ритм-секции явно интереснее обмениваться акцентами друг с другом, Пелтом и Стивенсом, чем с формальным лидером Ивонником Прене? Иногда кажется, что, перестреливаясь фразами, они перемигиваются у него за спиной.

Манеру Ивонника трудно назвать оригинальной: в ней нет ни глубокого саунда, ни яркого мелодизма, ни свежих фразировок. Да, он научился обыгрывать аккорды, но ни за одну из его фраз не получается зацепиться, а многие из них он вовсе не доводит до логического конца.

Гранты на обучение — это здорово, но, возможно, Ивоннику еще нужно поработать на зачетку и не ждать, что она начнет работать на него раньше времени. Даже если название альбома буквально кричит о желании быть услышанным.


Слушать на Bandcamp | YouTube | YouTube Music

Об авторе

Лев Боровков

Сооснователь JAZZIST. Специалист по авторскому праву. Заигрывал с джазом в школьной группе (к счастью, записи не сохранились). Автор Telegram-канала The Lost Chords.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии