Heart of the Ghost
«Summons»
(No Quarter, 2022)

Трио Heart of the Ghost из Балтимора и Вашингтона существует не первый год, но при этом оно не слишком известно широкой публике. В коллективе играет альт- и сопрано-саксофонист Джарретт Гилгор, у него немаленькая дискография за плечами, но всё-таки это имя новое для многих слушателей. То же можно сказать и про ударника Йэна Маккольма. Оба они мультиинструменталисты, и в их релизах можно найти очень разную музыку. Самый же известный человек здесь — контрабасист Люк Стюарт. В последние годы он находится в бесконечных турах, играя буквально всё — от мощного фри-джаза до электроакустических композиций. Под его именем выходили альбомы на лейбле Astral Spirits, а это о чем-то да говорит ценителям свободной музыки.

Название коллектива — Heart of the Ghost — подскажет основное музыкальное направление группы. Да, это тот самый классический американский фри-джаз, зародившийся в 60-е годы. Одним из главных действующих лиц тогда был саксофонист Альберт Айлер, сочинивший знаменитую пьесу «The Ghosts», ставшую классикой свободной музыки. Музыку Айлера зачастую переосмысливают не только американцы, но и скандинавы (достаточно упомянуть Матса Густафссона). Вот и на этот раз Айлер стал источником вдохновения — уже для нынешнего поколения. Его музыка до сих пор будоражит и обращает на себя внимание из-за «духовности» — это то, что на английском зовется «spirituality» и не вполне точно переводится на русский язык.

Трепетное отношение к традиции ощущается в каждом звуке Heart of the Ghost, и поначалу ничто не предвещает отклонений от нормы: звучит исконно американский фри-джаз с мощной подачей и плотным саундом. Но со второго трека «Aaron’s Ride» начинается то самое переосмысление: ритм-секция встраивает современно звучащие паттерны в свободную основу, а Гилгор увлекается мультифониками и цикличными фразами (впрочем, не злоупотребляя этим и не перетягивая одеяло на себя). Во второй части этой вещи ударные и контрабас словно вспоминают про наследие одной из лучших ритм-секций фри-джаза в составе Уильяма Паркера и Хамида Дрейка: их минималистичные риффовые структуры предоставляют сопрано-саксофону Гилгора свободу действий, от которой тот под конец почти что сбегает, взяв в руки перкуссию. Следом еще один небольшой трек — «Specters», возвращающий слушателя к энергичному фри. 

Вся вторая сторона пластинки не так насыщена потоком звуков. Вместо этого трио вновь оперирует ритмическими конструкциями, полностью погружаясь в свободно структурированную суть ломаных паттернов. Ближе к концу всё это рассыпается на абстракции, в которых Джарретт Гилгор начинает выводить заключительную мелодию. Уместно вспомнить, откуда вышли упомянутые Паркер и Дрейк — это лофтовый нью-йоркский фри-джаз середины и конца 70-х. Тот период тоже хорошо заметен в музыке трио, и как раз та музыка наиболее близка была к «spirituality» Айлера. Трио Heart of the Ghost искренне пропускает через себя эти влияния прошлого, преображая их современным звуком. В результате получается классная, актуальная и искренняя версия фри-джаза, не обремененная лишними вопросами, почему и зачем.


Слушать на Bandcamp 

Об авторе

Илья Белоруков

Импровизатор, композитор, звукорежиссёр, один из владельцев лейбла Intonema, рецензент. Автор Telegram-канала Musicworm. Музыка на Bandcamp: Ilia Belorukov.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии