Товар лицом! Что ж, с такими лицами на обложке «товар» Nonesuch Records под названием «LongGone» вызовет живой интерес у любителей джаза. Саксофонист Джошуа Редман, пианист Брэд Мелдау, басист Крисчен Макбрайд и барабанщик Брайан Блэйд — «молодые львы» — громко заявили о себе в 90-х годах. Пожалуй, именно Редман, победитель конкурса саксофонистов имени Телониуса Монка 1991 года, был тогда главным «возмутителем спокойствия» и ньюсмейкером. Именно он возглавил квартет с участием всех этих музыкантов, выпустивший в 1994 году очень тепло принятый альбом «MoodSwing» (заметим, что Джошуа предпочитает соединять слова в названиях работ). Редман и Мелдау часто играли и записывались вместе и в последующие годы, но квартет в этом составе существовать перестал. Каждый пошел своим путем, и путь этот за прошедшие десятилетия сложился у них по-разному.
Пожалуй, наиболее успешно дела идут у Мелдау и Макбрайда. Крисчен очень востребован как сайдмен, у него много собственных успешных работ, и в 2016 году именно он сменил на посту руководителя культового джазового фестиваля в Ньюпорте его основателя Джорджа Уэйна. Что касается Мелдау, то, одолев героиновую зависимость, этот талантливейший пианист, которого когда-то сравнивали с Биллом Эвансом, сам стал образцом для подражания у более молодых коллег по инструменту. А вот Редман, пожалуй, несколько сдал. Нет, высокое мастерство, конечно, никуда не делось — он по-прежнему много играл и записывался, но постепенно из разряда «самых-самых» он перешел в разряд «один из»…
Возможно, Джошуа и сам что-то почувствовал, потому что в 2020 году он реанимировал квартет в том же составе и выпустил очень достойный альбом «RoundAgain» (две номинации на «Грэмми»), за которым уже в текущем году последовал новый — «LongGone». Правда, при ближайшем рассмотрении оказывается, что в «LongGone» вошли композиции Редмана, записанные в период создания «RoundAgain», но в тот альбом не попавшие, и пьеса «Rejoice», впервые прозвучавшая на самом первом альбоме квартета, а здесь представленная концертной записью с джазового фестиваля в Сан-Франциско.
Джошуа Редман много и весьма эффектно солирует в этой программе. Его главный партнер Брэд Мелдау также очень хорош, особенно, на мой вкус, в «Disco Ears». Самый же проникновенный диалог двух солистов возникает в композиции «Statuesque», где им очень точно ассистирует Блэйд. Макбрайд большую часть программы на удивление скромно выполняет свои обязанности, и лишь в «Ship to Shore», композиции с красивейшей мелодической линией, позволяет себе развернутое соло.
В целом мейнстрим в исполнении квартета грешит некоторой академичностью, предсказуемостью, если хотите. Будто бы не хватает огня. Но это впечатление меняется в «живой» версии «Rejoice». Длинная, почти тринадцатиминутная композиция в блюзовых тонах радует и динамикой исполнения, и мощным звучанием саксофона, и яркой концертной энергетикой, ощутимой даже в записи. Так что послевкусие «LongGone» оставляет всё же приятное.