Приятная открыточка из параллельного мира — того, где африканские музыкальные идиомы не просто расходятся кругами по воде глобального музыкального мира, но и поднимают новые волны, захватывающие (хоть какие-то) танцполы. Это уже второй выпуск серии «Global Afrobeat Movement», которой занимается бельгиец Бенжамин Толлет, он же DJ Mukambo — диджей, радиоведущий, куратор серии регулярных афроцентричных вечеринок в Брюсселе. Словом «мукамбо» освобожденные рабы Бразилии называли тайные убежища в лесу, где можно было собираться и практиковать свою культуру или религию, не опасаясь каких-либо последствий, — и Толлет представляет свои проекты в качестве этакого убежища от диктатуры рок/поп/электро-музыки, построенного на фундаменте зажигательных ритмов со всех концов света.
Афробит придумали нигерийские затейники Фела Кути и Тони Аллен, соединив элементы джаза и фанка с влиянием местных музыкальных стилей вроде хайлайфа и джуджу в единый, чрезвычайно энергичный и пластичный музыкальный сплав. Практически полвека спустя Толлет в своем пока что двухсерийном проекте констатирует: при всей культурной специфичности своего происхождения афробит продолжает уверенно приживаться и развиваться более или менее по всему миру. На «Global Afrobeat Movement 2» можно встретить не только артистов из стран, известных своими обширными диаспорами и многовековыми связями с Черным континентом (Великобритания, Франция, Бразилия, Испания) — в деле также Венесуэла, Мексика, Япония и даже внезапно Венгрия. Причем венгерские артисты, скажем сразу, держатся на общем фоне более чем уверенно: The Mabon Dawud Republic, начинавшие в Будапеште в качестве трибьют-ансамбля, исполнявшего номера Фелы Кути на фестивале, подходят в своем номере к афробиту с приятной атмосферной летучестью, а их земляки Àbáse уверенно миксуют афробит и другие западноафриканские звуки с упругим электронным грувом.
«Global Afrobeat Movement 2», пожалуй, длинноват. Идея собрать 21 трек в честь 2021 года симпатично выглядит как концептуальный, хотя и поверхностный, жест, но при средней продолжительности песни в 5–6 минут общий хронометраж получается несколько марафонский. С другой стороны, всё здесь представленное как минимум довольно энергично и без проблем сработает в качестве микса для бодрой вечеринки — а иногда, в лучшие свои моменты, и вовсе намечает для афробита какие-то новые горизонты. Вот, например, номер аргентинского коллектива Afro Iná, в котором можно встретить и рокерские гитарные риффы, и классную буквализацию связей африканской и латино-кубинской музыки, и зажигательный вокал на испанском. Или японцы Stepak Takraw, работающие без духовой секции, но накручивающие себе такое гулкое звучание, что афробит превращается в какой-то прогрессив-рок — параллель несколько неожиданная, но симпатичная. Или французы Jumbo System, ловко и остроумно нащупывающие общую территорию афробита и хип-хопа. Или венесуэльско-британская формация Raul Monslave y los Forajidos, играющая афробит с исполнительской плотностью и точностью винтажного фанка — подход вроде бы вполне очевидный в свете того, что пионеры афробита вполне на этот самый фанк ориентировались, но всё равно приносящий классные и бодрящие результаты.
«Global Afrobeat Movement 2», скорее всего, не подарит нам никакой новой афробитовой звезды, способной поражать воображение в глобальном масштабе, но в то же время он сообщает нам нечто, возможно, более важное. Здесь не столько представлены индивидуальные голоса, сколько отражена общая мировая картина жанра — и уж она-то, как это прекрасно слышно по сборнику, складывается как надо.