Сооснователи «Джазиста» Александр Аношин и Лев Боровков послушали новую пластинку Игоря Бутмана, которая вышла сегодня, — и делятся впечатлениями.
Лев Боровков:
Увидев обложку нового альбома Игоря Бутмана, джазовый сноб может подумать: «Ой, здесь будет Кенни Джи, “Romantic Collection”…» — и окажется в корне неправ. Снобизм сужает кругозор и часто становится признаком поверхностности, нежелания заглядывать глубже фасада. А что, если за фасадом скрывается хлесткий альбом?
Бутман, отметивший в октябре 60-летие, которое подробно осветил даже старейший джазовый журнал DownBeat, давно достиг той точки успеха — творческого и коммерческого, — когда уже не нужно ничего никому доказывать. На своем новом альбоме он ведет себя не как амбициозный лидер, а как первый среди равных, и остальным участникам уделено достаточно внимания как в аранжировках, так и в миксе.
«Only Now» записан с двумя музыкантами его оркестра и квинтета — Евгением Побожим (гитара) и Олегом Аккуратовым (фортепиано, вокал), а также звездными гостями: барабанщиком Антонио Санчесом (известным за пределами джаза как автор саундтрека к фильму «Бёрдмэн»), контрабасистами Эдди Гомесом (игравшим в трио Билла Эванса) и Мэттом Брюэром. Чередование контрабасистов, у каждого из которых свой собственный, индивидуальный почерк, не разваливает ритм-секцию и крепкий саунд группы. Игра Аккуратова граничит с гениальностью (тот случай, когда это слово уместно). А гармонически сложные импровизации Бутмана вновь показывают, что он прежде всего неординарный музыкант и только потом член партии, гурман и бонвиван.
Но главный герой пластинки — это, пожалуй, Евгений Побожий. У Евгения, победившего в Международном конкурсе джазовых гитаристов Херби Хэнкока (2019), фантастическая техника. И хотя для него она абсолютно естественна, за ковровыми бомбардировками из нот не всегда можно разглядеть глубокого музыканта, способного не только на головокружительные пассажи, но и на вдумчивый аккомпанемент и лирику. «Only Now» — первая запись, которая раскрывает все грани его таланта и позволяет услышать то, как гибко Побожий переключается между сильной атакой в соло и деликатной гармонической поддержкой.
Один из самых ярких треков альбома — «Луч солнца золотого». Пьесу Геннадия Гладкова Бутман уже записывал на пластинке «Веселые истории» (2007), где на фортепиано играл Чик Кориа, на контрабасе — Джон Патитуччи, а на ударных — Джек Деджонетт. Но тогда, простите за каламбур, звезды не сошлись, корифеи дежурно прошлись по гармонии, а искра между ними не пробежала. На «Only Now» из искры разгорелось пламя, и музыкантам удалось передать дух оригинала, даже снабдив его короткой цитатой из «Jean-Pierre» Майлза Дэвиса.
Александр Аношин:
«Only Now» — восемнадцатный по счету и первый за пять лет студийный альбом Игоря Бутмана. Над релизом работали два с половиной года — ровно столько времени прошло с момента окончания сессии в нью-йоркской студии Sound On Sound. Вначале планировали успеть к 60-летнему юбилею Бутмана в октябре, но, наверное, даже хорошо, что пластинка выходит только сейчас и, таким образом, становится самостоятельным событием.
Игорь Бутман умеет найти путь к сердцу и уху даже не погруженной в материал аудитории. Он собирает концертные залы от Москвы до Южно-Сахалинска, регулярно ходит в гости к Урганту, а его юбилейный концерт показывают на «Первом канале». На собственном примере Бутман показывает: если совместить деловую жилку с талантом шоумена, в России можно стать звездой даже в инструментальной музыке, за которой до сих пор тянется длинный шлейф странных стереотипов, включая пресловутые заумность и элитарность. Но всё-таки главный талант Бутмана, местами незаслуженно остающийся в тени его же собственной народной популярности, — музыкальный.
Бутман — музыкант международного уровня, который за счет мастерства и работоспособности в сложной, нишевой индустрии достиг не только популярности, но и независимости. «Only Now» наглядно это показывает. С одной стороны, нью-йоркская студия, возможность работать со «своим» звукорежиссером экстра-класса (Джеймс Фарбер), пригласить для записи музыкантов из высшей лиги американского джаза (Антонио Санчес, Мэтт Брюэр и великий Эдди Гомес), организовать премьерные концерты концерты в Dizzy’s Club в Линкольн-центре и получить по случаю целый разворот в журнале DownBeat. С другой стороны, полная независимость в принятии решений, отсутствие необходимости равняться на чей-либо вкус, кроме своего, выпуск альбома на собственном лейбле с однозначным выбором хедлайнеров: на «Only Now» ими стали первые лица его же собственного оркестра — гитарист Евгений Побожий и пианист Олег Аккуратов.
Бутман берет всю ответственность за результат на себя и, отстраняясь (неважно, сознательно или нет) от своего публичного образа, высказывается только по-музыкантски и абсолютно всерьез. Делает это уверенно, мастерски и, что немаловажно, без снобизма. Это очень честная пластинка, на которой отчетливо видно и слышно всё, во что Бутман искренне верит и, наоборот, чем он с легкостью готов пренебречь. В первую очередь Бутман делает ставку на профессионализм, мастерство и джазовую традицию — содержание и глубину проработки материала он ставит выше внешних атрибутов стиля.
Четыре из восьми композиций пластинки («Egyptian Nights», «You’ve Got Email», «Only Now» и «Blues for Wynton») — его авторства, и первые три из них исполняются впервые. Поочередно вступая на территории «классического» постбопа, джаз-фанка, необопа периода «молодых львов» 80-х и даже нью-орлеанского джаза, Бутман стремится к лаконичности и законченности формы, оставляя себе и партнерам достаточно пространства для свободы высказывания. В этом смысле характерно, что пластинка начинается именно с неторопливой и задумчивой по настроению «Egyptian Nights», которая за внешней неброскостью скрывает неожиданные гармонические решения, чистоту звучания и детальность ритмического рисунка. Сделав выбор в пользу «незнакомой» ритм-секции (в российском квинтете Бутмана задействованы контрабасист Артём Баскаков и барабанщик Эдуард Зизак), в которой примерно поровну делят время контрабасисты Мэтт Брюэр и Эдди Гомес, Бутман как лидер сумел добавить в саунд новую динамику и акценты — и в то же время выдержать единую драматургию альбома, сохранив баланс в звучании группы. Даже выделяющаяся своей сложной полиритмией «Verdict» авторства Евгения Побожего и «Baby I Love You» Уинтона Марсалиса, в которой вокальную партию исполняет Олег Аккуратов, прочно сидят в повествовательной канве и не кажутся инородными элементами.
На «Only Now» интересно наблюдать за поступательной эволюцией Бутмана как композитора и солиста, который остается верен себе, не отклоняется от курса, заданного еще в 1993 году на дебютном альбоме «Falling Out», и в тоже время естественным образом движется в сторону спокойствия и музыкальной мудрости. Это заметно не только в его игре как таковой, но и в том, насколько свободно рядом с ним чувствуют себя Евгений Побожий и Олег Аккуратов. Побожий, в дискографии которого пока еще нет лидерских полноформатных альбомов, на «Only Now» проявляется как джазовый гитарист высочайшего уровня. Те, кто внимательно следит за его творчеством, наверняка не будут удивлены услышанным, но всё-таки своей зрелой игрой, в которой находится место и стремительным соло, где он ни разу не теряет мысль, и осознанности в аккомпанементе, он показывает, что значительно превосходит расхожие представления о себе как о «музыканте для музыкантов». Олег Аккуратов, который четыре года назад в полный голос звучал на совместном с Игорем Бутманом альбоме «Golden Sunray», именно в заглавной композиции «Only Now» сыграл одну из лучших своих фортепианных импровизаций и показал, что как пианист он близок к гениальности.
Наверняка Игорь Бутман доволен этим альбомом. Он имеет все основания выделять его в своей довольно обширной дискографии. Действительно, «Only Now» можно назвать крепчайшим альбомом современного джаза. Но есть одна композиция, которая делает его пусть немного, но особенным, не таким как все. Это, как ни странно, композиция «Луч солнца золотого» Геннадия Гладкова, которая с помощью ритмической поддержки и грува в исполнении Брюэра и Санчеса, отбросила излишнюю сентиментальность и получила новое измерение и силу. В соло Бутмана есть пронзительная искренность, возможная только в детских впечатлениях, которые уже не забыть. Когда вышел мультфильм «По следам бременских музыкантов», Игорю Бутману было одиннадцать лет, и на «Only Now», спустя почти полвека, он окончательно сделал эту композицию своей визитной карточкой. Именно в ней, вот в этой самой версии, его мастерство, талант, уникальный советский, американский и российский опыт — и, если хотите, ключ к его сердцу. А теперь представьте, что на следующей неделе «Луч солнца золотого» в исполнении Бутмана, Побожего, Брюэра и Санчеса прозвучит в здании Линкольн-центра. Каково, а?
Слушать на Apple Music | Яндекс.Музыка