Музыку московского пианиста и композитора Игоря Яковенко непросто отнести к определенной категории. Чаще всего она принадлежит разным жанрам одновременно, и однозначно сказать, джаз это или, скажем, академическая музыка, невозможно. Да и релизы, на первый взгляд кажущиеся вполне жанровыми, при более внимательном изучении раскрываются как что-то гораздо более сложное (хороший пример — прошлогодний альбом «The Music Machine»). Ну а в случае с «The Process» всё заходит еще дальше: этот альбом записан вместе с продюсером и диджеем Аликом Христофориди, который начинал свой творческий путь с танцевального искусства, а со временем пришел к электронной музыке.
«The Process» определенно не джазовый альбом: музыка на нем тяготеет не то к эмбиенту, не то к академической электроакустике. Но импровизации здесь не меньше, чем в джазе. Спонтанность — один из ключевых принципов этой работы, музыка здесь сочиняется непосредственно в момент ее создания, а конечный результат становится открытием даже для самих авторов. Название «Процесс» (возможные ассоциации с Кафкой не имеют к этой записи никакого отношения) хорошо описывает происходящее: слушатель наблюдает за некоторой непрерывной последовательностью действий, протяженной во времени; в идеале эта музыка вообще не должна заканчиваться. Но поскольку ее всё же создают живые люди, а не нейросети (кстати, Яковенко обращался к этой теме на упомянутом «The Music Machine»), авторам приходится идти на ухищрение, чтобы сымитировать такую бесконечность. На презентации альбома, например, музыка стартовала еще до открытия дверей и продолжала звучать, когда зал опустел, а зрители могли заходить и выходить в любой момент концерта — так для каждого произведение складывалось по-своему. В случае с альбомом подобный опыт тоже можно воспроизвести, включая запись в произвольные моменты и периодически на что-то отвлекаясь. Полуторачасовой хронометраж кажется скромным для таких целей (презентация длилась три часа), но вполне позволяет достигнуть нужного эффекта. Как бы то ни было, сделать слушателя соавтором — одна из главных задач Яковенко и Христофориди.
Музыка «The Process» строится на препарированных лупах. Здесь можно услышать самые разные звуки: шумы, напоминающие полевые записи городов, атмосферные дроуны, индустриальные биты, электронные глитчи, эмбиентные текстуры с эффектом зажеванной пленки и так далее. Но источник у них всегда один — это фортепианные партии Яковенко. В процессе обработки они порой изменяются до неузнаваемости, хотя собственно фортепианный тембр в музыке всё же главенствует. Иногда пианист может играть репетитивные паттерны или выдавать развернутые импровизации, в других фрагментах Христофориди берет отдельные ноты или аккорды Яковенко и аккуратно «подвешивает» их в нужных местах. Дуэт собирает сложный многослойный звук, легкий и разреженный, но в то же время стремящийся ненавязчиво заполнить всё пространство, в котором он создается. С одной стороны, эта музыка тяготеет к минимализму. С другой стороны, для минимализма тут происходит слишком много событий. Где-то музыка работает как «меблировочный» эмбиент, а где-то заставляет внимательно прислушаться. Словом, это действительно непрерывный — и затягивающий — процесс.
«The Process» — очередная творческая удача Игоря Яковенко. Продолжая постоянные поиски новых выразительных форм, вместе с Христофориди он вновь создал произведение, заходящее сразу на несколько территорий — в импровизацию, электроакустику, эмбиент, минимализм. И в каждой из них оно одинаково хорошо работает.
Слушать на Bandcamp | Яндекс.Музыка | VK Музыка | YouTube