Американский тенор-саксофонист Джеймс Брэндон Льюис с первых релизов зарекомендовал себя в качестве трудолюбивого музыканта, работающего как с мэтрами сцены, так и со своими сверстниками. Его талант признавали другие. На дебютном альбоме «Divine Travels» (2014), который Льюис уверенно выпустил под своим именем, с ним играли настоящие звезды американского фри-джаза разных поколений — Уильям Паркер на контрабасе и Джеральд Кливер на ударных. Годом позже был опубликован «Days of FreeMan» с басистом Джамааладином Такумой и ударником Руди Ройстоном. Много и в разных конфигурациях Льюис работал и с молодым по джазовым меркам барабанщиком Чедом Тейлором, а также с контрабасистом Брэдом Джонсом и пианистом Аруаном Ортисом — вместе они записали три альбома представительного современного джаза. В нескольких группах саксофонист пересекается с еще одним заметным джазменом этого относительно нового поколения, контрабасистом Люком Стюартом. Например, на «секретном» альбоме коллектива Say What нигде не указаны музыканты, но мы-то знаем, что это Джеймс, Люк и Уоррен Крадап. А еще можно припомнить релиз с вездесущими британскими импровизаторами Джоном Эдвардсом и Марком Сандерсом.
Это перечисление пригодится, чтобы понимать, что к февралю 2023 года Льюис подошел с солидным багажом — и как бэндлидер, и как сайдмен. Его манеру отличает мелодическое чутье, конкретика в выборе материала. Ему не близки абстрактные наигрыши, а в музыке Льюиса почти нет «спецэффектов» в виде расширенных техник (за исключением разве что упомянутого «Say What»). Не будет преувеличением сказать, что Джеймс плодотворно занимается совершенствованием джазового наследия, включающего и свободные формы, и выверенность композиций. Взаимодействуя с фри-джазовой сценой, он не перенимает от нее пресловутые хаос и суету, но проникается духом свободной музыки. Саксофон в его руках строен и даже вальяжен. Льюис не стремится сыграть побольше и побыстрее, а развертывает повествование при помощи четких мелодических построений.
На новом альбоме в партнерах у Льюиса двое — виолончелист Кристофер Хоффман, знакомый публике по коллективу Zooid Генри Тредгилла, и ударник Макс Джаффе, замеченный в экспериментальных электронных проектах и рок-группах. Лейбл Anti-, где вышел «Eye of I», тоже из рок-среды: в его каталоге записи Тома Уэйтса, Ника Кейва и Марка Рибо (последний, кстати, познакомил саксофониста с менеджерами лейбла). С первых же 43 секунд — стартовая вещь «Foreground» длится ровно столько — становится понятно, что вектор взят любопытный и рок-тематика здесь не случайна.
Это подтверждает уже следующая пьеса «Someday We’ll All Be Free» с приглашенным корнетистом Кёрком Кнаффке. Эта размашистая вещь — известный ритм-н-блюзовый стандарт Донни Хэтэуэйя. Духовые ведут возвышенные мелодии и разговоры, пока ритм-секция размеренно укрепляет фундамент: Хоффман пропускает виолончель через педаль дисторшна, Джаффе радует рассыпчатым звуком тарелок. Следом трио плавно деконструирует мелодии в пьесе «The Blues Still Blossoms»; подобные штуки музыканты проделают на альбоме еще не раз. Далее — вновь хулиганская интерлюдия «Middle Ground», почти нойз-джаз в традициях Naked City; это выход на следующий трек, мощный заглавный «Eye of I». Сыграна вещь с рокерским напором, Льюис тут проявляет свою «дикую» сторону с визгами и ревом.
После такого шквала звуков ансамбль успокаивается и меняет окрас на цвета традиционного джазового трио. Лирика композиции «Within You Are Answers» дает и музыкантам, и слушателю возможность выдохнуть. Трио переключается на композицию «Womb Water» авторства Сесила Тейлора. Кажется, он сам эту вещь никогда не записывал, но Льюис ее знает по концертам с Уильямом Паркером. Еще одна 29-секундная интерлюдия «Background» работает как щелчок переключателя. Музыканты уходят от авангарда и выдают очередной подарок джазменам — композицию «Send Seraphic Beings» с акустическим саундом и шелестящими тарелками. К слову, именно в таких прямолинейных джазовых пьесах по-настоящему проникаешься классным и плотным звуком тенор-саксофона Льюиса. На предпоследней композиции «Even the Sparrow» вновь появляется Кёрк Кнаффке, предваряя финал размеренно-свободными импровизациями-беседами.
А под конец Льюис заготовил грандиозный номер: композиция «Fear Not» записана с Шазадом Исмаили на синтезаторе, участником группы Ceramic Dog всё того же Марка Рибо, и группой The Messthetics. А The Messthetics, в свою очередь, состоит из гитариста Энтони Пирога, басиста Джо Лалли и ударника Брэндана Кэнти. И тут самое интересное: Лалли и Кэнти — это половина легендарной панк-группы Fugazi! Как говорится, кто знает, тот знает. Эта завершающая патетическая пьеса созвучна раскатистой «Someday We’ll All Be Free». Она самая длинная и, возможно, самая громкая на альбоме: Пирог, например, тут играет почти нойзовое соло на гитаре с дисторшном. Воодушевляющее завершение альбома.
Похоже, «Eye of I» открывает новый период в творчестве Льюиса. К своим 40 годам саксофонист наработал необходимый багаж знаний и умений. Ему есть что сказать и как представить высказывание (любопытствующие могут почитать недавнее его детальное интервью). Этим альбомом Джеймс демонстрирует, что хочет задействовать свой талант не только в узких джазовых рамках, но и на приграничных и неизведанных территориях — там, где может «случиться» и электроника, и рок, и свободный импров. Важно, что это именно альбом, а не собранные в одном месте импровизации на разные темы. И альбом именно студийный, продуманный до мелочей, с отличающимися по звуку и сведению композициями, с выверенными аранжировками. Такой формат совсем не похож на концертное звучание трио. Заметьте разницу: те же музыканты, та же программа, но вживую нет никакой электроники и рокерского хулиганства, а единственный «нестандарт» для джазового комбо — это виолончель с примочками в составе. Что ж, видимо, пришло время для Джеймса Брэндона Льюиса покорять не только узкую джазовую аудиторию, и «Eye of I» как нельзя лучше подходит для этого.
Слушать на Apple Music | Spotify | YouTube Music | Bandcamp