В конце прошлого года композитор и мультиинструменталист Лиланд Уитти, известный прежде всего своей работой в группе BadBadNotGood, выпустил дебютный альбом. После этой пластинки его имя стоит запомнить не только условным хипстерам из числа поклонников канадской команды, но и более широкому кругу адептов «настоящего» джаза.
Уитти попал в BBNG не сразу, а только в 2015 году, но сразу дал понять, что пополнение коллектива новым участником оказалось ценным. Один из самых успешных альбомов группы «IV» и все ее последующие лонгплеи были созданы уже вместе с ним — он играл на гитаре и саксофоне, писал композиции и придумывал аранжировки. Параллельно Лиланд работал с множеством американских поп- и хип-хоп-звезд первой величины, от Снуп Догга и Кендрика Ламара до Кали Учис. В 2020-м Уитти записал две вполне крепкие постбоповые пластинки вместе с еще одним участником BBNG (правда, бывшим), клавишником Мэтью Таваресом — короткую «January 12th» и длинную «Visions». Эти работы показали, что у Уитти есть композиторские и импровизаторские амбиции в мире современного джаза — и он готов их реализовывать.
Альбом «Anyhow», о котором пойдет речь сегодня, конечно же, не избежит сравнений с творчеством «материнской» для Лиланда группы BadBadNotGood. Особенно много точек пересечения с ее альбомом «Talk Memory» — последним на данный момент лонгплеем, который вышел в 2021 году. В сольной работе Уитти звучат похожие темы: психоделик-фьюжн, звуковые абстракции, изысканные струнные аранжировки, помноженные на добрую порцию импровизации. На «Talk Memory» важным было присутствие гостей — например, пионера нью-эйджа и исполнителя на цитре Ларааджи или легенды бразильского психоделического фьюжна Артура Верокая, взявшегося помочь группе с оркестровками. И «Anyhow» идет, по сути, той же тропой. Уитти, правда, обошелся без знаменитостей, но их дух тем не менее присутствует в каждой композиции. Музыкант говорит, что сочинял альбом с оглядкой на наследие того же Верокая, а также классиков «библиотечной музыки» Дэвида Аксельрода, Гэри Макфарленда и Брайана Беннетта. Вдохновляли его и великие мультиинструменталисты вроде Принса, Стиви Уандера и Кёртиса Мэйфилда. И, что чуть более неожиданно, представители прогрессивной поп-рок-музыки и великие сонграйтеры Пол Маккартни и Тодд Рандгрен.
На альбоме Уитти исполняет все партии гитары, синтезаторов, флейт и духовых, он же отвечает и за все струнные, которых на «Anyhow» в избытке. Композиции придумывались им на основе коротких лупов, зарисовок и гитарных риффов. Далее музыка постепенно обрастала деталями, превращаясь в многослойные структуры. К созданию альбома Лиланд подпускал разве что самых близких людей — друзей и членов семьи. За партии ударных на всем альбоме (кроме композиции «Silver Rain») отвечает старший брат автора и по совместительству прекрасный джазовый барабанщик Лоуэлл Уитти. А тот самый Мэтью Таварес и вправду оказался хорошим товарищем и помог Лиланду в работе над треком «Awake». Теплое звучание Родес-пиано в его исполнении — один из самых проникновенных и согревающих моментов альбома.
Композиция «Silver Rain» тоже заметно выделяется на общем фоне. В ней Лиланду приходят на помощь партнеры по BBNG, ударник Алекс Совински и басист Честер Хансен. Ритм-секция здесь звучит нарочито монотонно — это скелет, который поддерживает мелодию саксофона. А аранжировка, создающая эффект слегка «тянущей» виниловой пластинки или кассеты, превращает эту композицию в яркий трехминутный трип. Стоит оговориться, что хронометраж альбома не достигает даже получасовой отметки. Но этого оказывается вполне достаточно, чтобы создать очаровательный калейдоскоп кинематографичных образов. Тридцать минут пролетают совершенно незаметно, и сразу возникает желание поставить альбом на повтор.
Именно кинематографичность — главное свойство музыки Лиланда Уитти на этом альбоме. Пластинка звучит как саундтрек к неснятому фильму; для неоднократно работавшего в кино Уитти это не совпадение, а творческий метод. Кстати, непосредственно перед записью «Anyhow» он принял участие в создании двух саундтреков к канадским картинам — романтической драме из жизни джазовых музыкантов «Learn to Swim» и малобюджетном нуаровом триллере «Disappearance at Clifton Hill». Сумрака, свойственного нуару, предостаточно и в атмосфере «Anyhow»: эта музыка то наполняется саспенсом, то обволакивает туманом. Уитти создал запись удивительно личную, сентиментальную и созерцательную, но вместе с тем совсем не скучную.
Слушать на Spotify | YouTube Music | Bandcamp
Можно послушать на Звуке: https://zvuk.com/release/27833064