Janek van Laak
«Circle of Madness»
(Sonar Kollektiv, 2024)

Дебютный альбом немецкого барабанщика и продюсера Янека ван Лаака выходит на знаковом берлинском лейбле Sonar Kollektiv — и уже один этот факт настраивает на особый лад. Лейбл, несмотря на эклектичность своих интересов, давно и устойчиво ассоциируется с оригинальным европейским постджазом. В конце 90-х основатели Sonar Kollektiv — команда продюсеров и диджеев Jazzanova — стали одними из законодателей нового стиля, музыки, которая стала ретрофутуристичным продолжением эйсид-джазовой волны. Тогда многие музыканты искали, как еще можно развить звучание приджазованной электроники для широкой публики.

К направлению приклеился ярлык «nu jazz» — словосочетание, при упоминании которого у многих современных пуристов рука предсказуемо тянется к пистолету. Ню-джаз, к огромному сожалению, с годами превратился в клише, что, впрочем, не отменяет того факта, что в этой музыке периодически всё же происходят любопытные события. У Sonar Kollektiv, который предпочитает использовать немецкоязычный термин «neue jazz» для своей музыки, всегда был собственный звук и собственное видение. Лейбл стал приютом для экспериментов, неожиданных сочетаний живого и электронного, взаимопроникновения культур разных регионов и эпох. И далеко не всегда результат можно было охарактеризовать как «легкое прослушивание». Когда волна интереса к жанру сошла на нет, а вчерашние герои уступили место новым звездам, лейбл продолжал выпускать интересных ему артистов без оглядки на музыкальную конъюнктуру, раз за разом открывая своей аудитории новые имена.

Барабанщик и продюсер Янек ван Лаак — как раз из их числа. Ему нет еще и 30 лет, альбом «Circle of Madness» — его первая сольная запись. Впрочем, новичком в музыке его назвать нельзя. Ван Лаак — основатель и участник группы Liquid Brain Orchestra, героев психоделической джазовой сцены берлинского района Нойкёльн. Кроме этого, вместе с вокалисткой Розой Ландерс он играет в дуэте Tutu Amuse (их дебютный лонгплей «Two to Amuse» вышел на Sonar Kollektiv в 2022 году). Среди своих музыкальных героев Янек ван Лаак называет барабанщика Брайана Блэйда, панк-джазовую группу Black Midi и нью-йоркских деятелей даб-фьюжна Harriet Tubman. Эти имена позволяют предположить, что музыка ван Лаака — праздник эклектики, и да, это так.

«Circle of Madness» открывается двухминутным треком «a little GOLD» — прологом, в котором ван Лаак дает многообещающий тизер к тому, что ждет слушателя дальше. Тихий синтезатор и легкая африканская перкуссия уступают место дребезгу гитары, тревожному бессловесному вокалу и трип-хоповому нуару. На «Here to Slay» гостит австралийская вокалистка Мэделин Роуз; ее манера петь, как и стилистика трека в целом, заставляет вспомнить грязную смесь хип-хопа, панка и джаза, которую играют ее соотечественники 30/70 и Hiatus Kaiyote. Не менее интересно ван Лаак работает с голосом в жутковатом треке «Daiamondo». Вместе с японкой Сиоми Кавагучи, обладательницей анимешного вокала, он придумывает чуть ли не новый музыкальный жанр постфолк-хоррора — с традиционным дальневосточным ритмом, постджазовыми патологиями и синтезированной рейв-кислотой. На еще одном экзотическим треке «Above Your Head» вокальные обязанности берет на себя сам автор. Композиция, в которой одновременно присутствуют латиноамериканские и восточно-африканские мотивы, неожиданно напоминает афро-латинские эксперименты раннего Мулату Астатке. 

Большая часть композиций на альбоме тем не менее инструментальные. Среди них особняком стоит грустный импровизационный опус «OCTAPUSSY», полный гитарной психоделии, электронных эффектов и ангельских песнопений на заднем плане. Пожалуй, в этом треке наилучшим образом раскрывается работа ван Лаака именно как барабанщика. В мрачноватых «Saints Blow» и «Sloppy Dreams» духовые и ударные закручивают слушателя в детективном водовороте саспенса. А в «Killah Gorilla» ван Лаак уходит в тягучий афроджаз — на общем горячечно-депрессивном фоне вещь торчит маленьким островком позитива. Свою приверженность извращенным стилесмешениям ван Лаак в очередной раз доказывает и в треке с говорящим названием «The Last Styleblender» — здесь помимо джаза и фанка слышны фолк-интонации и даже элементы неоклассического саунда. Альбом завершается композицией «Garlic Brown Junior» — и это какофонический саундтрек к ночному кошмару. Вообще, «Circle of Madness» (то есть «круг безумия») — подходящее название для этой работы, полной джазового нездоровья, диковинных абстракций и стилистических мутаций. Рекомендуется тем, кто любит всё, везде и сразу.



Слушать на Яндекс.Музыка | Spotify | YouTube | Bandcamp

Об авторе

Илья Рассказов

Музыкальный журналист, диджей и радиоведущий, основатель проекта Headz.FM. Автор Telegram-канала Headz.FM.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии