Jeff Lederer’s Sunwatcher
«Eightfold Path»
(Little (i) Music, 2021)

Саксофонист, кларнетист и композитор из Нью-Йорка Джефф Ледерер играет музыку различных направлений. Он многолетний участник квартета Мэтта Уилсона и записывался на многих альбомах этого барабанщика, одного из самых известных в современном джазе. Ледерер с удовольствием исполняет латиноамериканскую музыку, работал в этой сфере с ударником Бобби Санабриа и тромбонистом Джимми Бошем. Любит Джефф и фри-джаз. Но есть у него и весьма специфические в плане тематики работы, которые делают его творчество уникальным. В свое время в Оберлинском колледже в Огайо Ледерер изучал занятную дисциплину под названием «Сравнительное религиоведение» и интерес к различным духовным учениям перенес в собственную музыку. Целых два альбома Ледерер со своей группой Shakers n’ Bakers посвятил джазовым интерпретациям музыки христианской секты шейкеров (трясунов), когда-то отколовшейся от квакеров и в ХIХ веке довольно популярной в США. А на новейшем альбоме «Eightfold Path», изданном его небольшим лейблом Little (i) Music, Джефф обратился к буддизму.

Подчеркиваю: обратился к буддизму, а не обратился в буддизм. Это учение — в форме дзен-буддизма — было особенно популярно у битников и близкого к ним узкого круга американских интеллектуалов: достаточно почитать книги Керуака или Сэлинджера. Есть в Штатах весьма известные личности, исповедующие учение Будды и сегодня: самый известный буддист Америки — это, конечно, актер Ричард Гир, а в джазе самый известный буддист — без сомнения, Херби Хэнкок. Как говорит Ледерер, он сам не практикующий буддист, но относится к буддизму с интересом и симпатией, поэтому задался целью изложить основы буддистского учения на языке джаза. Так родился альбом «Eightfold Path» — «Восьмеричный путь».

Восьмеричный путь — указанный самим Буддой путь освобождения от сансары, полного страданий цикла рождений и смертей. Его называют еще срединным путем, так как он лежит между мирскими удовольствиями и самоистязанием. Сводится этот путь к восьми правилам, которым следуют в своей жизни последователи Будды. На «Eightfold Path»Ледерера, естественно, восемь пьес, каждая из которых посвящена одному из этих правил.

К записи альбома Джефф привлек свой квартет Sunwatcher, основанный и выпустивший свой первый альбом еще десять лет назад. В нынешнем составе сменился только басист и, я думаю, квартет теперь с полным правом можно назвать звездным. Судите сами: в рядах Sunwatcher мы видим всё того же ударника Мэтта Уилсона, басиста Стива Своллоу — легендарного ветерана, многолетнего партнера Гэри Бёртона и супруга Карлы Блей — и, наконец, самого длиннобородого джазмена Америки — виртуозного пианиста и органиста Джейми Сафта, хорошо известного по записям с Джоном Зорном и на лондонском авангардном лейбле RareNoiseRecords.

Задача, которую поставил перед собой Джефф Ледерер, прямо скажем, дерзновенная. Толкованиям восьмеричного пути посвящены десятки книг, а здесь мы имеем 47-минутный инструментальный альбом. Похоже, из меня адепта учения Будды после прослушивания «Eightfold Path» не получится, но сам альбом я слушал с огромным удовольствием. Решил его Джефф в новоджазовой эстетике, и практически постоянный «горячий» дуэт двух главных голосов — саксофона Ледерера и Hammond-органа Сафта — просто великолепен. Пересказывать эту музыку словами не берусь — ее надо услышать, это настоящий фейерверк креативности. Лично для меня вершинами альбома стали два «правила» восьмеричного пути: «Right Action» и «Right Resolve». Многое в музыке Ледерера идет от фри-джаза, но весьма часто орган и саксофон ведут диалог на фоне вполне регулярного и даже жесткого ритма. А в финальном треке «Right Mindfulness» Сафт неожиданно переходит с органа на классическое фортепиано, и его спокойное звучание действительно направляет ваши мысли в медитативное русло. Если Ледерер добивался именно такого эффекта, то это у него получилось здорово. Как и весь альбом.


Слушать на Bandcamp | Apple Music | YouTube Music | Deezer | Яндекс.Музыка

Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии