John Scofield
«John Scofield»
(ECM, 2022)

Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его нового проекта Манфред Айхер ничего не изобретали, размышляя над названием второго альбома Скофилда на ECM Records. Действительно, его имя на обложке — это уже знак качества и высокого мастерства. Важно и то, что «John Scofield» — первый полностью сольный альбом во всей более чем полувековой творческой биографии гитариста. В звуковом пространстве пластинки живет только его электрогитара, а в некоторых композициях Скофилд весьма дозированно и аккуратно использует лупер, вступая в диалог с самим собой. Саму же программу из тринадцати треков, подготовленную Скофилдом, можно назвать музыкальными мемуарами. Что называется, о времени и о себе.

Джон Скофилд родился в 1951 году и рос под звуки рок-н-ролла и музыки кантри, которые остались близки ему и в течение всей долгой джазовой карьеры. В списке композиций мы находим «Not Fade Away» из репертуара Бадди Холли, которую Скофилд не раз играл вместе с Филом Лешем из Grateful Dead, или «You Win Again» Хэнка Уильямса. А еще здесь есть версии хорошо известных каждому американцу традиционных тем: неофициальный гимн всех ирландцев «Danny Boy» и старый блюз из Луизианы «Junco Partner», который гитарист и гражданин Джон Скофилд посвящает всем несправедливо отправленным за решетку. Блюз он вообще называет «величайшим открытием ХХ века» — и в программу включен его собственный образчик этого направления «Elder Dance».

Скофилд, как известно, учился в Музыкальном колледже Бёркли (хоть и не закончил его). Воспоминанием о тех временах выглядит его интерпретация «Coral» Кита Джарретта. Он разучивал эту пьесу в Бёркли, но сейчас показывает чистую импровизацию, откуда Джарретт проступает только к финалу. А вот и воспоминание о первой записи Джона: ею когда-то стал стандарт «There Will Never Be Another You», который он играл тогда вместе с трубачом Четом Бейкером и баритон-саксофонистом Джерри Маллиганом. Собственная композиция «Trance De Jour» — это размышления о 60-х годах и музыке Джона Колтрейна, главного кумира той эпохи.

Ни одни мемуары не могут обойти стороной и личную жизнь автора. Скофилд не исключение: он включил в программу пьесу, посвященную любимой жене Сьюзан, — «Mrs. Scofield’s Waltz», а также еще несколько собственных сочинеий, названия которых придумала Сьюзан.

Мемуары часто пишут люди, отошедшие на покой от дел, которые их прославили и сделали знаменитыми. Но есть и другие примеры. Сэр Уинстон Черчилль написал свои военные мемуары (и получил за них Нобелевскую премию по литературе), а после этого еще занимал пост премьер-министра Соединенного Королевства. Я уверен, что альбом «John Scofield» — лишь очередной этап в многогранном творчестве Джона Скофилда, и на покой музыкант не собирается.


Об авторе

Леонид Аускерн

Джазовый и рок-обозреватель с многолетним стажем. Постоянный автор журнала «Jazz-Квадрат» (Минск, 1997–2009). После прекращения печатного издания ведет сайт jazzquad.ru.

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии