Ни сам Джон Скофилд, ни исполнительный продюсер его нового проекта Манфред Айхер ничего не изобретали, размышляя над названием второго альбома Скофилда на ECM Records. Действительно, его имя на обложке — это уже знак качества и высокого мастерства. Важно и то, что «John Scofield» — первый полностью сольный альбом во всей более чем полувековой творческой биографии гитариста. В звуковом пространстве пластинки живет только его электрогитара, а в некоторых композициях Скофилд весьма дозированно и аккуратно использует лупер, вступая в диалог с самим собой. Саму же программу из тринадцати треков, подготовленную Скофилдом, можно назвать музыкальными мемуарами. Что называется, о времени и о себе.
Джон Скофилд родился в 1951 году и рос под звуки рок-н-ролла и музыки кантри, которые остались близки ему и в течение всей долгой джазовой карьеры. В списке композиций мы находим «Not Fade Away» из репертуара Бадди Холли, которую Скофилд не раз играл вместе с Филом Лешем из Grateful Dead, или «You Win Again» Хэнка Уильямса. А еще здесь есть версии хорошо известных каждому американцу традиционных тем: неофициальный гимн всех ирландцев «Danny Boy» и старый блюз из Луизианы «Junco Partner», который гитарист и гражданин Джон Скофилд посвящает всем несправедливо отправленным за решетку. Блюз он вообще называет «величайшим открытием ХХ века» — и в программу включен его собственный образчик этого направления «Elder Dance».
Скофилд, как известно, учился в Музыкальном колледже Бёркли (хоть и не закончил его). Воспоминанием о тех временах выглядит его интерпретация «Coral» Кита Джарретта. Он разучивал эту пьесу в Бёркли, но сейчас показывает чистую импровизацию, откуда Джарретт проступает только к финалу. А вот и воспоминание о первой записи Джона: ею когда-то стал стандарт «There Will Never Be Another You», который он играл тогда вместе с трубачом Четом Бейкером и баритон-саксофонистом Джерри Маллиганом. Собственная композиция «Trance De Jour» — это размышления о 60-х годах и музыке Джона Колтрейна, главного кумира той эпохи.
Ни одни мемуары не могут обойти стороной и личную жизнь автора. Скофилд не исключение: он включил в программу пьесу, посвященную любимой жене Сьюзан, — «Mrs. Scofield’s Waltz», а также еще несколько собственных сочинеий, названия которых придумала Сьюзан.
Мемуары часто пишут люди, отошедшие на покой от дел, которые их прославили и сделали знаменитыми. Но есть и другие примеры. Сэр Уинстон Черчилль написал свои военные мемуары (и получил за них Нобелевскую премию по литературе), а после этого еще занимал пост премьер-министра Соединенного Королевства. Я уверен, что альбом «John Scofield» — лишь очередной этап в многогранном творчестве Джона Скофилда, и на покой музыкант не собирается.