Amalie Dahl’s Dafnie «Dafnie» (Sonic Transmissions, 2022) | Джазист |

Amalie Dahl’s Dafnie
«Dafnie»
(Sonic Transmissions, 2022)

Саксофонистка Амалие Даль родом из Дании, но живет в норвежском Тронхейме, где в свои молодые годы уже успела стать довольно заметной участницей местной джазовой и импров-сцены. На ее счету участие в двух проектах, Skurkar и Starlight Big Band, отличительная особенность которых — исключительно женский состав. Эти группы заявили о себе в 2020–2021 годах, а вскоре Амалие запустила собственный проект Amalie Dahl’s Dafnie. В конце прошлого года коллектив выпустил дебютный сингл «Røda Linjen», а этой весной разродился и полноформатником.

Как и другие группы Даль, этот состав состоит из молодых музыкантов с пока еще довольно скромными, но уже весьма интересными дискографиями. Так, басист Николас Лейтрё издавался на лейбле Rune Grammofon с группой I Like to Sleep, а трубач Оскар Андреас Хауг и барабанщица Веслемёй Нарвесен — на Jazzland в составах Bliss Quintet и Ladybird Orchestra соответственно. От полностью женской команды в этот раз отказались, а вот подход к музыке схож с тем, что делают в остальных проектах Амалие: это сочетание джазовой традиции с современной свободной импровизацией. Тем не менее каждая из групп звучит по-своему, и Dafnie тут не исключение.

Альбом стартует с агрессивного саксофонного соло, перерастающего в панк-импровный инструментальный шквал, а спустя пару минут музыканты уже играют размеренный постбоп. Такие сочетания возникают на протяжении всего альбома, но сказать, что он построен на контрастах, будет не совсем верно — речь скорее о равноправном сосуществовании двух подходов, которым есть что почерпнуть друг у друга. Саксофонный дроун может перейти в джазовую балладу («Anna’s Dream»), в шумовой импровизации проявляется свинг («Point of No Return»), а медленный мелодичный боп рождается чуть ли не из эмбиента («En sang til de ensomme»). И всё это происходит в рамках единого процесса, где разнородные части играют свои роли, создавая монолитный результат.

Звук на этом альбоме довольно «рокерский»: барабанщица от души лупит по перкуссии на переднем плане микса, контрабас порой звучит как электрическая бас-гитара, а ансамблевая игра создает плотную стену звука с мощным грувом. В то же время много внимания уделено и деталям — текстурам духовой секции, организации акустического пространства в тихих фрагментах и так далее; здесь снова выделяется Нарвесен, использующая множество деликатных перкуссионных звонов и шелестов. А о том, что музыканты, несмотря на молодость, играют на очень высоком профессиональном уровне и прекрасно взаимодействуют друг с другом, можно и не говорить. Это Норвегия, здесь по-другому не бывает.

Dafnie бережно относятся к традиции, не желая при этом быть консерваторами. Классический северный джаз тут может подвергаться серьезному препарированию, оставаясь при этом собой. В экспериментах группы можно обнаружить легкую добродушную иронию по отношению к такому джазу, но в ней нет никакого издевательства и попыток высмеять каноны. Музыканты ищут в устоявшемся жанре новый потенциал и стараются открыть в нем какие-то неизведанные территории, не давая ему забронзоветь. И им это удается: переходы от «классики» к современному импрову звучат органично даже тогда, когда случаются резко, а часто вообще невозможно определить точку, в которой начинается одно и заканчивается другое. Альбом полон молодой энергии и удали, но сыгран так, что вполне может найти путь к сердцам степенной аудитории джазовых клубов. Материал звучит свежо и увлекательно, в том числе и для любителей экстремальных форм джаза. Кажется, в Тронхейме появилась интересная сцена, успешно ищущая новые пути для старых музыкальных приемов. А «Dafnie» — отличный пример результата этих поисков.


Об авторе

Леонид Кравченко

Любитель странных звуков. Автор Telegram-канала What’s That Noise?

Добавить комментарий

Jazzist в соцсетях

Архивы

Свежие комментарии